Проект иконостаса церкви святого князя
Михаила Черниговского в Царицыне. 1886
Россов Дмитрий Николаевич. 1835 - 1888
Бумага, калька, ткань, тушь, перо. 33х55
Отреставрировано к выставке Коневцевой А.Н.
Интересным художественно-историческим памятником местного храмового строительства является «Собрание иконостасных и архитектурных проектов», составленное Россовым, художником, жившим и работавшим в Саратове с 1860-1880-х годах. На 30 листах собраны эскизы художественного оформления храмов с подробными пометками технического свойства. Они являются важным источником представления о том, как выглядели церкви в Поволжье, в большинстве своем разрушенные в послереволюционные годы.
История формирования иконостаса – перегородки, отделяющей алтарную часть храма от мирской, ведет свое начало из Византии. Многорядовый классический (тябловый) иконостас с каноническим набором и расположением икон сложился в XV-XVII веках. Новая архитектура храмов XVIII-XIX столетий вызвала изменения в конструкции иконостаса, в основу которой легла ордерная система, и в размещении икон. Невысокие алтарные преграды в один или два яруса икон были распространены в XIX веке во многих столичных и провинциальных храмах. Проект иконостаса Россова для церкви в строящейся тюрьме города Царицына выполнен в виде однорядной алтарной преграды. В его оформлении присутствуют элементы разных стилей, характерные для эпохи историзма.