Мадонна
Неизвестный художник II половины XIX века
Холст, масло. 83 х 71,2
Отреставрировано к выставке Абрамовой И.В.
Из саратовского католического собора святого Климента в 1938 году в собрание музея поступил образ Девы Марии, оплакивающей своего распятого Сына. Божия Матерь представлена сидящей перед окном. Ее голова, покрытая тяжелым мафорием, склоняется над лежащим на коленях терновым венцом. Нежный девичий Лик Богоматери печален; на глазах сверкают слезы. За Ее правым плечом на фоне багрового заката виднеется Голгофа с тремя темными крестами.
Произведение написано под влиянием религиозных образов итальянского Возрождения. В то же время оно явно перекликается с известным иконописным богородичным изводом, называемым «Богоматерь Ахтырская». Эта иконография, прославившаяся достаточно поздно – в первой половине XVIII века, выделяется на фоне традиционных образов Пресвятой Богородицы. Предполагается, что она имеет западноевропейское происхождение. Интересно, что по сравнению с рассматриваемым живописным полотном, в иконах данного извода Богоматерь располагается с левой стороны от Распятия, т. е. занимает свое традиционное место в Деисусе. Зеркальность двух чрезвычайно похожих композиций указывает на использование в процессе создания нового извода гравюры, что являлось распространенным приемом в поздний период развития отечественной иконописи.