Икона «Воскресение - Сошествие во ад с 12 праздниками».
Конец XVIII - начало XIX века
Неизвестный художник. Саратовская губерния (?)
Дерево, темпера. 37х30,7х2,7
Сошествие Христа в ад – христианский догмат, утверждающий, что после распятия Спаситель, сокрушив врата ада, освободил заключённые там души ветхозаветных праведников. В православной иконописи иконография «Сошествия во ад» сложилась к X веку. К концу XVI столетия сформировался развернутый ее вариант, совмещающий историческое (Восстание от гроба) и символическое (Сошествие во ад) изображение Воскресения Христова. Обе сцены стали изображаться строго одна над другой, композиционно связываясь единой диагональю шествия праведников из ада в рай. Впоследствии этот образ был дополнен 12-ю праздниками в клеймах, и композиция приобрела законченное догматическое решение, представляя собой келейную (домашнюю) версию иконостаса. Поэтому произведения данной иконографии имели самое широкое хождение.
Стилистические черты данного произведения – прозрачные «светящиеся» охристые поля, широкие рамочки клейм, киноварные надписи, выполненные уставом, а также использование насыщенных розовых и голубых оттенков в сюжетных композициях – сближают его с сохранившимся комплексом икон из старообрядческой часовни города Хвалынска Саратовской губернии начала XIX века (Государственный Русский музей).