Четырехчастная икона в ризе (Господь Вседержитель, святитель Николай Чудотворец, святой мученик Федор, святая мученица Параскева Пятница). Середина-вторая половина XIX века
Неизвестный художник. Саратов (?)
Дерево, темпера. 30,5х25,6х3; риза - ткань (?), стекло, бисер, шитье. 31х27
Отреставрирована икона к выставке Моченцовым А.Г.
Средник иконы разделен на четыре равные части. В них изображены следующие образы: «Господь Вседержитель», «Святитель Николай Чудотворец», «Святой мученик Федор» и «Святая мученица Параскева Пятница». Скорее всего, два последних – святые, тезоименные заказчикам. Подобные многочастные композиции были популярны в старообрядческой среде: несколько важных канонических изображений на одной доске представляло собой небольшой, легко переносимый иконостас, что было очень важно для гонимых ревнителей старой веры.
Икона написана в красно-коричневых тонах и щедро украшена позолотой; эти черты были характерны для саратовской иконы середины XIX века. Кроме того, сохранилась искусно шитая бисером риза. Подобные ризы, из одноцветного серебристо-серого бисера, шились в старообрядческих поселениях, например, в мастерских Ветки – известного центра поповского согласия, находившегося у западных границ России (Гомельский район, Беларусь). По указу императрицы Екатерины II 1862 года, призывавшего бежавших за границу раскольников вернуться на родину, в последней трети XVIII века ветковские старообрядцы расселялись по реке Большой Иргиз Саратовской губернии.