Святая великомученица Варвара. XIX век
Неизвестный художник. Россия
Холст, масло. 49,5х38
Отреставрирован образ к выставке Абрамовой И.В.
Образ великомученицы Варвары († 1504) написан в технике и стилистике нетрадиционной для русской православной живописи. Масляная краска нанесена на тонкий левкас поверх холста, колорит построен на нескольких ярких тонах, позолота заменена желтыми пигментами, характер изображения отличается нарочитой простотой. Подобные черты принадлежали такому интереснейшему явлению изобразительного искусства Новейшего времени как полупрофессиональная религиозная живопись южных регионов России.
Подобные иконы имели хождение в Саратовской губернии. В 1980-х годах Радищевским музеем были приобретены два холста с образами святой великомученицы Варвары и святителя Василия Великого (Ж-3077). Оба холста не имели рам и были грубо вырезаны. Эти произведения музейное предание связывает с двумя интереснейшими памятниками – храмом Рождества Христова села Нижнее Аблязово и Спасо-Преображенской церковью Верхнего Аблязова Кузнецкого района Саратовской губернии (ныне – Пензенской области).
Оба эти храма были построены в 1724 и 1733-1736 годах Григорием Афанасьевичем Аблязовым (1675-1685 – после 1746), прадедом А.Н. Радищева по материнской линии. Они обладали удивительным для этих мест пышным внутренним оформлением, выполненным в барочном ключе. В отличие от разоренного Преображенского храма, в Рождественской церкви сохранился единый комплекс убранства с резным барочным пятиярусным иконостасом, явно созданный мастерами южнорусского происхождения. Предполагается, что внутренняя отделка храмов была завершена при Николае Афанасьевиче Радищеве (1728 – 1802-1806) в 1750-1760-х годах. Детство и ранняя юность его прошли в Глухове и Стародубье, на самой границе с Речью Посполитой, где служил его отец, Афанасий Прокопьевич Радищев (1684-1746).