Икона «Богоматерь «Трех радостей» в раме и киоте. По мотивам картины Рафаэля Санти «Мадонна в кресле». XIX век
Неизвестный художник. Россия
Дерево, масло, резьба, позолота. 26,5х22х2 – икона, 35,2х31,2х5 – рама, 51,3х35х8,4 – киот, 13,5х15,3х5,8
Отреставрирован киот к выставке Гороховым Е.В.
Очень интересный памятник, который наглядно демонстрирует, насколько тесно переплелось наследие католического и православного христианства в Новое время. На первый взгляд икона в деревянном резном киоте является копией известной картины Рафаэля Санти «Мадонна в кресле» 1513-1514 годов. В настоящее время этот памятник хранится в галерее Палаццо Питти (Флоренция). На самом же деле произведение итальянского мастера породило иконографию образа, почитаемого в православии как чудотворная святыня.
В сказании об иконе «Богоматери Трех Радостей» повествуется, что в начале XVIII века, некий живописец был послан на учебу в Италию. Возвратившись в Россию, он привез с собой копию образа Девы Марии прославленного итальянского мастера и передал ее в московский храм Святой Троицы на Грязех. Сорок лет спустя одна знатная московская дама понесла подряд три тяжкие утраты. Несчастная женщина просила Царицу Небесную быть ей Заступницей. Пресвятая Богородица явилась к ней во сне и велела найти чудотворный образ, который и был обретен в Троицкой церкви. После усердной молитвы перед ним женщина вскоре получила три радостные вести: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, имение возвращено из казны, а сын освобожден из плена. С тех пор святая икона получила название «Трех Радостей». Интересно, что в иконографии собственно иконы, в отличие от рафаэлевского варианта, присутствует изображение святого Иосифа.