Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Для пользы дела и во славу Отечества» Издания М.О. Вольфа в собрании Радищевского музея

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

Все материалы рубрики

«Книжные сокровища»

В ряду крупнейших издателей второй половины XIX века, оставивших яркий след в истории российского книжного дела, особое место занимает Маврикий Осипович Вольф (1825–1883). Основатель петербургской книгоиздательской и книготорговой фирмы, человек большой эрудиции, свободно владеющий многими европейскими языками, он наполнил книжный рынок России интересными зарубежными изданиями, познакомил публику с переводной литературой, напечатанной в собственной типографии. 

С детских лет мечтая заниматься исключительно книгами, он прошел большую школу в области книгопечатания в Лейпциге, Париже, Кракове и других городах. В 1953 году Вольф занялся самостоятельной издательской деятельностью, одновременно открыв в Санкт-Петербурге, в Гостином дворе, свой первый книжный магазин. Тесное общение с покупателями позволяло ему учитывать потребности и вкусы читателей и издавать книги, пользующиеся наибольшим спросом. Кроме классической зарубежной и русской художественной литературы, это были книги по математике, механике, физике, химии, медицине, философии, истории и искусству. 

С 1856 года большинство этих изданий было уже выпущено в его собственной типографии, к которой он вскоре присоединил лучшее в России предприятие для выпуска шрифтов – словолитню, основанную в 1830 году в Петербурге французом Жоржем Ревильоном. Типография сначала находилась на Караванной улице № 24, затем на Фонтанке № 59, а потом переведена в собственный его дом на Васильевском острове, на 16 линии № 5 и № 7 — все эти адреса указаны на титульных листах книг. 

Благодаря трудолюбию, профессионализму, преданности и неподдельной любви к своему делу, Вольф издал в России и за границей около пяти тысяч научных, литературно-художественных книг и журналов. Наибольшую известность ему принесли великолепно оформленные библиофильские и подарочные иллюстрированные издания, которые он стал выпускать одним из первых в России.

Обладателем нескольких таких книг, изданных М.О. Вольфом, стал и Радищевский музей. В 1921 году при распределении национализированных библиотек от Саратовской Музейной секции в музейную библиотеку поступили три тома «Библии, или Священных книг Ветхого и Нового Завета», ранее принадлежавшие семье Васильчиковых; знаменитая «Божественная комедия» Данте, а также издания по истории и искусству из собрания балаковского коллекционера П.М. Мальцева. Кроме того, из ученической библиотеки Iй Саратовской гимназии и Саратовской Мариинской женской гимназии было передано много художественной литературы этого издательства. 

Большеформатные издания (in-folio) объединяет общий художественный стиль, характерный для многих подарочных книг, выпущенных М.О. Вольфом. Все тома оформлены в издательские переплеты красного цвета с цветными или золочеными обрезами. Верхние крышки и корешки переплетов украшены растительными орнаментами и геометрическими рамками, в которые органично вписаны золотым или блинтовым (бескрасочным) тиснением названия книг. Форзацы оклеены кремовой бумагой, напоминающей шелковую ткань. Тексты книг, напечатанные на дорогих сортах бумаги с использованием разнообразных декоративных шрифтов, украшены изящными инициалами, рамками, виньетками и концовками, гравированными иллюстрациями в лист.
К примеру, с большим вкусом оформлено одно из ранних петербургских изданий «Божественной комедии» (1850), два тома («Ад» и «Чистилище») которого хранятся в музейной библиотеке. Коленкоровые крышки составных издательских переплетов украшены тиснеными по краям орнаментальными рамками и названиями, расположенными по центру и на кожаных корешках. Тома содержат великолепные гравюры, исполненные в технике ксилографии различными мастерами с рисунков Гюстава Доре (1832–1883), модного в те годы французского художника. Для текстов, переведенных с итальянского языка Д.Д. Минаевым, были использованы декоративные, специально разработанные шрифты. Каждая песнь начинается с гравированного инициала, также воспроизведенного высокой печатью.

Это издание, впервые познакомившее соотечественников со знаменитым произведением Данте Алигьери в русском переводе, было посвящено будущему российскому императору Александру III. Во втором томе книги сохранился посвятительный лист: «Его Императорскому Высочеству Государю наследнику цесаревичу Великому князю Александру Александровичу Всепреданнейше посвящает издатель Маврикий Вольф».

Значительно позже, в 1874-1879 годах, из типографии М.О. Вольфа вышло другое трехтомное издание «Божественной комедии», признанное образцом оформления большеформатных книг XIX столетия. По своему богатому внешнему и внутреннему убранству оно перекликается с поразившими в свое время Вольфа, более ранними зарубежными изданиями: Dante A. «La divina commedia». Milano. 1868; Dante A. «La Purgatoire et le Paradis» (Paris, 1868); «L’enfer» (Paris, 1872), экземпляры которых также хранятся в библиотеке музея. 

Настоящим шедевром полиграфического искусства третьей четверти XIX века стало и подарочное издание «Библии» (1876–1878), выпущенное М.О. Вольфом в ограниченном количестве экземпляров, изначально ставшее библиографической редкостью. Основной тираж был выполнен в полукожаных переплетах, и только небольшая его часть, в том числе и экземпляр, принадлежащий Радищевскому музею, оформлена в цельнокожаные издательские переплеты. 

Библия содержит все книги Ветхого и Нового Заветов в классическом синодальном переводе. Священные тексты, напечатанные четкими шрифтами, украшены разнообразными декоративными элементами, соответствующими содержанию книги. Великолепное издание также включает в себя 230 иллюстраций с рисунков Гюстава Доре. 

В музейной библиотеке хранятся также уникальные издания М.О. Вольфа меньших форматов с более сдержанным, но непременно изысканным оформлением. Как, например, поступившая в 1921 году из Саратовской Мариинской женской гимназии книга любимого Вольфом польского поэта Адама Мицкевича – «Конрад Валленрод. Гражина». Это петербургское подарочное издание 1863 года на русском языке – повторение самого первого самостоятельного издания, задуманного как библиофильское, частично отпечатанное на голландской веленевой бумаге в Париже в 1851 году на 3-х языках: польском, французском и английском. Книга украшена великолепными рисунками польского художника Яна Тысевича (1815-1891). Музейный экземпляр этого редкого издания занимает достойное место в ряду других книг, выпущенных М.О. Вольфом. 

Среди изданных им книг для любителей изящных искусств можно отметить такие раритеты, как: «Живопись и живописцы главнейших европейских школ» [Андреева А.Н.], СПб. [1857], трехтомный «Картинный атлас всемирной истории» (1866-1869) Л. Вейссера и многие другие замечательные иллюстрированные альбомы, хранящиеся в музейном книжном фонде.

В 1921 году из Ученической библиотеки Iй Саратовской гимназии музею были переданы две миниатюрные детские книги этого издательства: «Геродот и его повествования» [1860] и «Атлантический океан» (1859) Эдуарда Циммермана (Карла Готфрида Фольмера). Эти небольшие по формату и схожие по скромному оформлению книги содержат по четыре хромолитографии с рисунков петербуржского литографа Александра Эрнестовича Мюнстера (1824-1908), иллюстрирующего научные и художественные издания того времени. 
 
В 1882 году, незадолго до смерти, Маврикий Осипович преобразовал свое дело в издательство «Товарищество М.О. Вольф», просуществовавшее до 1918 года. Продолжая начатое Вольфом дело, издательство, по-прежнему, выпускало художественную, научную, техническую, религиозную литературу, в том числе и переводную; иллюстрированные альбомы по истории и искусству.

Характерные черты подарочных крупноформатных книг этого издательства несет в себе многотомное периодическое издание «Живописная Россия», выпущенное Товариществом М.О. Вольф в 1877-1884 годы и поступившее в музей в 1921 году из собрания П.М. Мальцева. Этот монументальный труд состоит из 12 томов, изданных в 19 книгах. В музейной библиотеке хранятся тома за 1881-1885, 1895-1899 и 1901 годы. Каждый из них традиционно оформлен в издательский переплет красного цвета и украшен тисненым на золотом фоне орнаментом черного цвета. В центре геометрического рисунка изображен герб Российской империи – двуглавый орел, сидящий на ветвях дуба и держащий в когтях развернутый стяг с надписью «Живописная Россiя», а снизу, как и на многих книгах этого издательства, вытиснено золотом: «Издание тов. М.О. Вольфа». 

Объемистые тома «Живописной России» содержат огромное количество очерков, включающих в себя описания и изображения городов и сел, нравов, обычаев, обрядов и типов российских народов. Научно-популярные тексты были написаны известными российскими учеными и писателями. Страницы книг украшены стилизованными декоративными элементами: буквицами, заставками, концовками, исполненными в излюбленной Вольфом технике торцовой обрезной ксилографии. Кроме того, издание включает в себя более 40 тысяч иллюстраций в лист – гравюр на дереве и цинке, фотоцинкографии с живописных и графических работ: Н.Н. Каразина, Н.С. Самокиша, Г.С. Седова и других русских художников. После выхода в свет «Живописной России» один из ее рецензентов отметил, что она является «…превосходной настольной и полезной книгой во всяком интеллигентном деле», каковой она остается до настоящего времени.

Особый интерес представляет и другая библиографическая редкость – книга В.Я. Курбатова «Сады и парки» (1916), выпущенная «Товариществом М.О. Вольф» в издательском многоцветном цельнотканевом переплёте с оригинальными художественными форзацами. Эта богато иллюстрированная книга, включающая в себя: цветные гравюры, фотографии на отдельных листах и огромное число автотипий в тексте, напечатанном на высококачественной бумаге, – дань традиции этого замечательного издательства. 

Классическая русская художественная литература серии «Полное собрание сочинений» представлена в музейной коллекции произведениями В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Эти однотомные издания, включающие более 1000 страниц, содержат биографии авторов, основные их произведения и множество иллюстраций, воспроизведенных в технике ксилографии, но уже с помощью фотомеханических процессов. 

Примерами переводной литературы, издаваемой «Товариществом М.О. Вольф», могут послужить музейные экземпляры: «История крестовых походов» (1884) французского автора Г. Мишо с иллюстрациями Гюстава Доре; переведенные с немецкого языка и изданные в 1900-е годы четыре тома Ф. Готтенрота «Истории внешней культуры: одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времен»; основательный труд немецкого психолога и философа Вильгельма Вундта «Фантазия как основа искусства» (1914).

Непременный атрибут этих книг – издательские марки (сигнеты) во множестве вариантов. В музейных книгах можно встретить издательскую марку М.О. Вольфа в виде вензеля: «МWO» с монограммой: A.D. и 1850 годом по краям; сигнет в прямоугольной рамке в виде факела над раскрытой книгой с инициалами: «М.О.В. 1853-1883», или в другом варианте: инициалы «МОВ» в лавровом венке (символ славы) над раскрытой книгой. 

Все эти замечательные издания Маврикия Осиповича Вольфа из коллекции Радищевского еще раз подтверждают, что его заветное желание – стать издателем-энциклопедистом и «распространить как можно больше книг, которые покрыли бы его имя славой... и в скромной роли книгопродавца и издателя принести свою пользу...» осуществилось. Он наполнил книжный рынок России роскошными подарочными изданиями, познакомил публику с произведениями зарубежной научной и художественной литературы, а также творчеством отечественных и западных иллюстраторов, работы которых украсили выпущенные его издательством книги. Все они по праву считаются образцами полиграфического и переплетного искусства и, безусловно, составляют гордость отечественного книжного дела и библиотечного фонда Радищевского музея.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"