Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Художественная студия Радищевского музея. Путешествие по выставке Сергея Кондратьева «И будет все под небом…»

Автор:  Сойкина Юлия Алексеевна
Шестова Светлана Викторовна

Один из основных принципов работы Художественной студии Радищевского музея – работа на экспозиции, развитие визуального восприятия и грамотности, овладение языком изобразительного искусства. Воспитанники нашей Студии обязательно посещают не только постоянную экспозицию музея, но и временные выставки.

Мы смотрим издали на картину, и, благодаря художнику, по-новому видим, удивляемся красоте обычных, уже давно знакомых вещей. Возникает вопрос, как же он всё это сделал? Мы подходим ближе, рассматриваем живописную поверхность работы, следим за движением линий, штрихов, мазков, вслушиваемся в звучание цвета. Нам хочется понять, как рождается замысел картины, как работает художник, как подбирает цвета, чтобы передать то или иное настроение, как выстраивает композицию, почему его картины такие непохожие ни на кого другого – это же очень интересно и очень хочется узнать. Активное рассматривание помогает нам в этом. Но более полную картину мы можем получить, если попробуем повторить за художником его манеру рисовать. Для этого надо подобрать цвета, как у него, построить композицию и формы предметов, положить мазки, как у него. Пытаясь имитировать работу художника, его технику, мы проникаем в его «волшебную кухню», нам становится понятнее его замысел, и картина постепенно раскрывает перед нами свои секреты. При этом мы не ставим задачу повторить в точности картину, создать точную копию. Такая работа на экспозиции всегда вызывает особую радость у детей, радость открытия и узнавания, радость причастности к сотворчеству.

В феврале-марте 2023 года воспитанники Студии получили возможность познакомиться с творчеством известного саратовского художника-педагога Сергея Кондратьева на выставке «И будет всё под небом…», приуроченной к семидесятилетию автора. Она работала в биржевом корпусе музея по адресу: ул. Радищева, 41. Ребята смогли увидеть шестьдесят семь нежных по цвету и каких-то «тихих», совершенно особенных картин, которые никого не оставили равнодушными.

На этой очаровательной и глубокой выставке живописных работ Сергея Кондратьева, по традиции юные художники выходили на экспозицию для того, чтобы познакомиться с творчеством художника и сделать необычные зарисовки. Дети с большим интересом рассматривали работы и старались разобраться, как художник передаёт цвета, как строит формы и композицию.

Глядя на картины Сергея Кондратьева, мы видим, что они наполнены любовью к своему городу, поэтичны и музыкальны, и вызывают у зрителей теплый отклик. Мы, как будто смотрим на мир глазами художника, гуляем по старому Саратову вместе с Сергеем Владимировичем, радуемся солнечному дню, необычным теням на снегу от деревьев, видим красоту в мокром снеге, дожде, в повседневных занятиях жителей города…

Перед нами старый Саратов, с его одно- и двухэтажными старинными деревянными и кирпичными домами. Сюжеты городских пейзажей наполняются жизнью благодаря высоким деревьям, ветви которых, как будто разговаривают с нами, наклоняясь и раскачиваясь. По улочкам идут люди, кто-то везет санки, женщины разговаривают. Это небольшие, нечетко очерченные фигурки, у них не прорисованы лица. Такие изображения называются стаффажными. Художник вносит их в пейзаж, чтобы оживить картину, сделать ее более динамичной и интересной.

Преподаватели Художественной Студии Радищевского музея смогли организовать встречу с женой художника – саратовской художницей Мариной Милавиной, в ходе которой дети активно задавали вопросы о жизни и творчестве художника. По её словам Сергей Владимирович очень любил изображать зиму. Он считал, что на белом снеге, более ярко, четко и контрастно выделяются и дома, и люди, и деревья. Колорит работ особенный – мягкой и теплой гаммы.

Работы автора в большинстве своем спокойные по цвету, немного графичны. Для художника очень важна грамотная работа с графической составляющей в произведении. Поэтому студийцы из групп преподавателей Юлии Сойкиной и Светланы Шестовой создали зарисовки при помощи мягких графических материалов.

Это один из любимых материалов у студийцев, так как с его помощью можно делать быстрые и выразительные рисунки, он обладает широким спектром тона за счет своей мягкости. Мягким материалом называют спрессованный в виде палочек пигмент разного цвета и происхождения, замешанный со слабым клеем. К такому графическому материалу относятся: уголь, сангина, сепия, соус различных цветов и оттенков, сухая пастель. Многие из этих материалов доступны также в виде карандашей. Рисовать можно как на плотном затонированном листе бумаги, так и на обычном белом или цветном картоне.

Уголь один из самых важных графических материалов. У него особая роль, выполняя разные художественные задачи, он хорошо передает фактуру, обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени. Им можно нарисовать и натюрморт, и пейзаж, и портрет, так же уголь используется при подготовке картин, выполнении набросков и зарисовок. Рисунки углем легко исправимы, поэтому он незаменим в учебных целях.

Соус – один из самых загадочных материалов для начинающих художников. Когда он испробован в деле, становится одним из самых любимых, так как соус является великолепным материалом для рисунка с широким тональным диапазоном и богатством технических приемов. Являясь разновидностью пастели, этот сухой и мягкий материал, применяется в различных техниках. Необычайно глубокий по тону, с приятной бархатистой поверхностью, соус отличается от многих других материалов, применяемых в рисунке.

Сангина и сепия — материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша, в основном без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. От красноватого до темно-коричневого и фиолетового, теплый мягкий цвет сангины, издавна использовался при рисовании обнаженного тела, а эпоху Возрождения назывался «красным мелом». Этот материал дает возможность применять растушевку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, так как штрих легко растирается.

Все эти особенности рисования мягкими материалами студийцы хорошо знают, но в рамках урока преподаватели еще раз напомнили информацию о свойствах этих художественных материалов и как их грамотно применить на практике.

Картины Сергея Кондратьева мягкие по тону. Из них мы выбирали для первого практического задания наиболее контрастные, чтобы с легкостью увидеть разнообразие тонов и контрастов. Далее мы усложнили задачу и предложили юным художникам для копирования работы, сближенные по тону.

Сергей Кондратьев считал Саратов малой родиной, и с неописуемой точностью воссоздал образ приволжского города в своих полотнах. Старинные постройки охристых цветов, мерцающие образы силуэтов прохожих, живущие своей тихой жизнью, как никогда точно передают камерный характер провинциального городка. С легкой стилизацией он мастерски пишет фигуры людей, которые оживляют образ города, дают ему дыхание. Это было одно из практических заданий на выставке – выбрать работы, на которых люди изображены стаффажно, но с такой легкостью и знанием анатомии, что это прекрасный повод изучить их в рамках урока на экспозиции.

После двух-трех работ в тоне разными мягкими материалами, возможно, сочетая их друг с другом, ребятам в студийной мастерской было дано задание уже при помощи гуаши, создать полихромную композицию, применяя манеру нанесения краски именно этого художника. При этом использовались всего лишь белый, черный и еще три цвета, выбранных по желанию, например, охра, зеленый, синий.

Изучение фактуры живописи Мастера и в дальнейшем ее имитирование, дает практическую возможность более ясно понять, как работал художник. Ограничение цветов в палитре делает живопись С.В. Кондратьева сдержанной, но в то же время глубокой и сложной.

Этому всему и многому другому мы учимся на занятиях Художественной студии Радищевского музея. Приглашаем и Вас принять участие в этих необычных студийных уроках, когда зритель работает напрямую с авторской живописью, изучает палитру, стиль, энергетику художника, а дальше пробует это на практике в мастерской с помощью опытных педагогов.

Фоторепортаж с занятий студийных групп представили: Чеботарева С.А., Сойкина Ю.А., Горбачева Е.Б., Шестова С.В., Ардазиани И.В.


Страницы: Пред. 1 2
Комментарии: 2
0
Виктория
Отличная студия, хожу туда 9 лет, много преподавателей менялось, и все очень добрые. В студии есть все материалы для работы. На занятиях учат учить рисовать с нуля, темы для рисования всегда очень интересные, а также мы ходим на выставки.
Имя Цитировать 0
0
Ульяна
Радищевский музей является местом потусторонним в том смысле, что позволяет его посетителям увидеть жизнь с разных сторон, как свою, так и жизнь. других. Когда я открываю громадные резные двери его, теперь уже не такие тяжëлые, как для меня пятилетней, я попадаю в дом, где живут моя душа и сердце. На протяжении многих лет обучения в студии при музее я, как и мои сверстники, получаем новые знания, навыки и даже открываем новые способности вместе с опытнейшими педагогами. С каждым новым занятием, ты привыкаешь ходить по высоким залам, где за каждым новым поворотом тебя ждут новые лица, сюжеты и истории жизней. О жизни и творчестве тебе рассказывают уста кистей художников, добавляя в твой мир красок и зрение, а кстати педагога- искусствоведа повествуют тебе эту историю и забавляют знания. Нас учат смотреть( например, отличать жанр, кем нарисовано, в какой стране, стиль письма) и видеть( смысл, скрытый в композиции, основную мысль автора, его состояние при создании полотна). Тогда мы начинаем писать сами. Я ,обучаясь в группе Юлии Алексеевной Сойкиной и Светланы Викторовной Шестовой, получаю возможность учится у мастеров и реализовывать свои мечты и проекты. Здесь дети находят вторую семью и дружный коллектив, который вместе трудится над поставленными задачами. Педагоги Радищевского музея помогают нам раскрыться как в творческом плане, так и психологическом, то есть мы вместе побеждаем наши страхи и комплексы. Здесь моя жизнь обрела ещё одну красочную неотделимую от меня грань, без которой я уже не я.
Имя Цитировать 0
Страницы: Пред. 1 2
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры