Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Иногда портреты начинают «говорить»….

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

В Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева) с 1971 года хранится «Портрет генерала» (1946) саратовского художника Георгия Яковлевича Мельникова (1904-1962). Попал он в коллекцию музея из Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева. За давностью лет и из-за смены поколений музейных сотрудников трудно установить причину передачи портрета в Хвалынский краеведческий музей, художественным отделом которого была в те годы картинная галерея им. К.С. Петрова-Водкина. Предположительно, портрет мог остаться в музее им. А.Н. Радищева после какой-то выставки: или персональной выставки Г.Я. Мельникова, которая состоялась в 1964 году (после смерти художника, к 60-летию со дня его рождения) или же после выставки, посвящённой 25-летию Победы, которая состоялась в 1970 году. Портрет могли передать на выставку родственники художника, но не забрать его после закрытия, решив подарить его музею, но по прошествии времени уже никто не мог назвать имя изображённого на портрете генерала. На портрете отсутствовали какие-либо надписи, кроме фамилии художника на подрамнике. Возможно, по причине «безымянности» сотрудники музея им. А.Н. Радищева решили передать его в Хвалынский районный музей. 53 года этот безымянный портрет ждал своего часа, чтобы «заговорить». Сотрудники краеведческого музея делали не одну попытку вернуть имя изображённому, но все они заканчивались неудачей. И хотя было неловко экспонировать безымянный портрет рядом со словами «Никто не забыт и ничто не забыто», ведь после войны прошло не так много времени, но портрет неоднократно экспонировался в картинной галерее им. К.С. Петрова-Водкина на выставках, посвящённых победе в Великой Отечественной войне. Сотрудники надеялись, что кто-то из посетителей может узнать изображённого, но и экспонирование не дало результатов. И вот, наконец, имя генерала стало известно.

Исходными данными для поиска были:

1. приблизительный возраст генерала - не меньше 60 лет;

2. его воинское звание было определено по мундиру, но, к сожалению, трудно было определить род войск, которыми руководил генерал;

3. многочисленные награды на его мундире;

4. биография художника, которая указывала на то, что портрет был написан в Саратове.

Георгий Мельников окончил Саратовское художественное училище (ученик П.С. Уткина) и хотя с 1930-1941 год жил в Москве, но в первый год войны вернулся на родину и жил в Саратове до конца своих дней. Поэтому можно было смело предположить, что изображённый генерал написан в Саратове, где, вероятнее всего, и жил. Это сужало географию поиска. Генералу на портрете не менее 60 лет, т.е. можно было предположить, что он родился в 1880-е годы и мог быть участником Первой мировой войны. На груди генерала множество наград и среди них орден Красной Звезды, орден Кутузова, два ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, медаль «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии», учреждённая в 1938 году, которая узнаётся по крупной красной пятиконечной звезде на серебряном фоне и свидетельствует о том, что генерал участвовал в Гражданской войне (медалью награждали участников Гражданской войны). Кроме того, на груди генерала был иностранный орден - польский золотой крест ордена Воинской доблести (Виритури милитари), которым награждались и иностранные граждане, в основном представители командного состава Советской Армии. Орден вручался во время войны, из чего следовал вывод, что генерал участвовал в освобождении Варшавы. Не все медали можно было идентифицировать по изображению. Ведь художник писал портрет и всё внимание сосредоточил на лице генерала, а ордена и медали писал довольно общо.

Далее сотрудники, опираясь на вышеперечисленные данные, прибегли к помощи интернета. И хотя генералов в Советской Армии было в военные годы не так и много - всего 5599 человек, но по представленным в интернете фото, в том числе и генералов, проживавших в Саратовской области, определить личность не удалось. Тогда сотрудники музея обратились к помощи председателя Саратовского регионального историко-родословного общества Надежде Васильевне Гусевой, которая не раз помогала в поиске архивных данных родственников К.С. Петрова-Водкина. Это настоящий поисковик, волонтёр, помогающий многим людям в составлении генеалогического древа, в поисках родственников, в том числе и участников Великой Отечественной войны. Надежда Васильевна провела большую поисковую работу на различных сайтах: участников Первой, Гражданской и Второй мировых войн, искала по фотографиям саратовских военных училищ, одним словом, отсмотрено было огромное количество материала, и всё-таки ей удалось найти похожего генерала, и тогда она обратилась в редакцию «Красной Звезды» с вопросом о лице, изображённом на фото, и ответ пришёл быстро: предположительно, это генерал-лейтенант Пархоменко Феофан Агапович. Оказывается, совсем недавно его изображение было отобрано для храма в Москве на Поклонной горе. А уже после того, как стала известна фамилия генерала, отыскать его боевой путь было делом техники.

Оказалось, что изображённый генерал прошёл огромный боевой путь, такие, как он, входят в элиту Вооружённых сил. Он родился в Ростовской области в с. Екатериновка в семье крестьянина в 1893 году. В 1914 году был призван в ряды Русской императорской армии, принимал участие в боевых действиях на Кавказском фронте. В январе 1918 года организовал красногвардейский партизанский отряд, который вошёл в состав РККА и вёл боевые действия в районе Царицына против войск Деникина, а также на Юго-Западном фронте в ходе советско-польской войны. Он уже тогда был командиром эскадрона 1-й Конной армии. По окончании Гражданской войны Феофан Агапович был направлен на учёбу в Высшую кавалерийскую школу, а в 1930 году он окончил Высшие академические курсы при Военной академии им. М.В. Фрунзе. С началом войны он участвовал в ходе Смоленского сражения, в Донбассе и большой излучине Дона. С августа 1941 года уже в звании генерал-майора и в должности заместителя командующего 24-й армии он принимал участие в Сталинградской битве, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. В апреле 1945 года ему присвоено звание генерал-лейтенанта. После войны в феврале 1947 года Феофан Агапович Пархоменко был назначен военным комиссаром Саратовской области. В июле 1954 года он вышел в запас. Так получилось, что он умер в один год с художником, написавшим его портрет - в 1962 году и похоронен на Воскресенском кладбище Саратова.

Сведения о генерале, почерпнутые из Википедии, помогли установить не только боевой путь Феофана Агаповича, но и уточнить год создания портрета. На самом портрете даты нет, поэтому в инвентарной книге год написания - 1946 - указан, вероятно, с чьих-то слов. Пархоменко назначен был военным комиссаром Саратовской области в феврале 1947 года, поэтому портрет не мог быть написан раньше. Кроме того, выяснилось, что генерал был награждён юбилейной медалью «30 лет Советской Армии и Флота», которая учреждена в феврале 1948 года, и она есть на его груди, а 24 июня 1948 года он был награждён пятым орденом Красного Знамени, а на портрете изображено только четыре. Значит, портрет мог быть написан в первой половине 1948 года.

Сейчас иными глазами смотришь на портрет: понимаешь, что Феофан Агапович выглядит старше своих лет неслучайно (на портрете ему 54 года). Ему пришлось пройти через многие испытания в трёх войнах и многих боевых действиях. Дважды в 1931 и в 1938 году он находился под следствием: в первый раз «за невыполнение приказа РВС СССР об особо тщательном хранении оружия», был уволен из РККА, но через полгода освобождён и восстановлен, а во второй, как «враг народа», но через год был освобождён за «недоказанностью вины». Испытания, выпавшие на долю Феофана Агаповича, закалили его. В глазах генерала читается эта несгибаемая воля, отвага, готовность встретить невзгоды открытым взором. Вспоминаются строки поэта: «Гвозди бы делать из этих людей - не было б в мире крепче гвоздей».

Сотрудники художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина выражают сердечную благодарность Н.В. Гусевой за помощь, поддержку и сотрудничество. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры