Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Евгений Стрелков. «Киргизская сюита. Вариации»

  • Евгений Стрелков. «Киргизская сюита. Вариации»
Дата мероприятия:  09.09.2022  —  30.10.2022
Открытие:  9 сентября в 17.00

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Общества друзей Радищевского музея

Благотворительный фонд поддержки современных художников и талантливой молодёжи Семь Ветров

Проект «Дом-лаборатория. Музей Павла Кузнецова как поле для художественного эксперимента»
При поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея
В сотрудничестве с нижегородской студией «Дирижабль»
При участии музея Университета Лобачевского

автор экспозиции:

Евгений СТРЕЛКОВ

соавторы:

Дмитрий ХАЗАН, Михаил ХАЗАН

консультанты:

Ольга БЕЛЬСКАЯ, Наталья ТАРАКАНОВА, Ольга КОСТРЮКОВА

печать графики:

Виктор БОРИСОВ, Максим ПАНИН, Игорь САМОТКАНОВ

Справка об авторе экспозиции

Евгений Стрелков родился в 1963 на Урале, с 1980 живёт в Нижнем Новгороде. Выпускник радиофизического факультета ННГУ (1985). Увлекается арт-интерпретацией научного поиска, медиаискусством, новым краеведением. Выступает в роли музейного проектировщика, создаёт книги художника и анимационные фильмы, пишет стихи, преподаёт графический дизайн и историю науки. Оформил ряд путеводителей по Нижнему Новгороду и Поволжью. Курировал выставочные проекты Иллюзион (Нижний Новгород), Волгатроника (Ульяновск), Ниже Нижнего (Поволжье, Тула, Пермь).

Участвовал как художник в выставочных проектах Россия делает сама, Метагеография, Новая антропология. Персональные выставки Лоции в Туле, Москве, Саратове, Гибриды в Томске, Икс-Гибриды в Екатеринбурге. Вёл курс для молодых художников Графические практики и курировал выставочную программу Графический кабинет в Нижегородском Арсенале. Автор постоянных экспозиций Радиопары, БиоАртЛаб и Созерцатели Солнца в Университете Лобачевского.

Лауреат Государственной премии в области современного искусства Инновация (2014), Финалист Премии Сергея Курёхина (2016, 2018), призёр и дипломант Красноярской музейной биеннале, призёр Красноярского фестиваля медиа и экранных искусcтв, Кавалер Международной отметины имени отца русского футуризма Давида Бурлюка (2017). Автор поэтических книг Молекулы (2015), Лоции (2018), Сигналы (2021), Контуры (2022), Гибриды (2022), сборника эссе Фигуры разума (2015).

От автора

Автор экспозиции – не композитор. Он в лучшем случае – аранжировщик. Однако музыкальный термин вариации ему близок, как и по-степному свистящее (ветер ли? суслик? цикада?) слово сюита. Вслед за своим героем Павлом Кузнецовым автор экспозиции накануне её открытия совершил своё заволжское паломничество. «Река, властно бежавшая по земле. Река, властно текущая. Река, властно несущая свои волны. Река как царь». Руины Болгара, «где он стоял, опершись на статую», казанские мечети, где он копировал текущий со стен каменный узор, стали автору выставки – пусть ненадолго – тем же, чем Павлу Кузнецову стали степные юрты и купола Средней Азии – продольной осью мира, стрелой с запада на восток. Поперечной же осью – с севера на юг – стала собственно сама выставка. «Мы все стремимся в солнечные города Азии», – писал древний поэт. Для автора экспозиции солнечными городами стали Казань, Болгар и, конечно, Саратов с его Соколовой горой, откуда Павел Кузнецов в 1911 году разглядел Степь и Азию. Закономерно появилась и третья ось, ось времени. «Скалы или камни не сдвинулись с места». Цитируя рисунки и литографии Павла Кузнецова, перебирая и перекладывая их фрагменты, внедряя в их ткань строки воспоминаний своего героя, автор составил три вариации.

Первая вариация – анимационная лента, где в соответствии с самим именем медиа (анима – душа, вдыхать) «оживлены» некоторые персонажи Павла Кузнецова – прилегшие на ковры прекрасные сартянки, перебирающий струны степной музыкант и покачивающийся в такт его аккордам внимательный слушатель… Верблюды и овцы, павлины, уличные продавцы и чистильщицы ковров.

Вторая вариация – зазвучавшее небо над степью, то небо, в которое вглядывался с Соколовой горы Павел Кузнецов. Звук создаётся чередованием синевы неба и белизны облаков, превращая насыщенность цвета в высоту тона. Звук этот – словно стрёкот насекомых, чей хор непременно сопровождает путника в летней степи. Рядом с подвижным и звучащим небом – аэрофотосъемка предгорий и гор Азии, обрамлённая планами бухарских и самаркандских мечетей и фрагментами орнаментов с их облицовки. На стене напротив – индустриальный перепев этой темы: портовые краны, словно фантастические насекомые, скрестившись при шелкографической печати, отобразили на бумажных листах своё потомство. Эти гибриды были получены автором уже давно, но здесь, на этой выставке, кажутся совершенно уместными и по цвету, и по звуку.

Ещё одна вариация – книга художника на основе воспоминаний Павла Кузнецова о поездке в степь и в Среднюю Азию. Тот же текст, что и в фильме, но визуальный ряд дополнен орнаментами, архитектурными формами, географическими картами и архивными фотографиями. Хотя и тут в основе – графика Павла Кузнецова из его «Киргизской сюиты» и «Горной Бухары». Сюда же вошли и стихи поэтической «Степной сюиты», обрамившие собственные заволжские зарисовки автора.

Автор экспозиции уверен, что его работа – просто новое исполнение музыкального полотна Павла Кузнецова. Что позволяет зрителю/слушателю лучше рассмотреть и расслышать чуть затихшие за сто с лишним лет отдельные ноты/краски – и при этом насладиться ничуть не устаревшей, замечательно пропетой Павлом Кузнецовым мелодией, в которую им вплетена будоражащая любого странника* строчка: «Я углубился на 150 вёрст в степи…»

*) а кто мы все, как не странники, пустынники и дикари, «что, держа тарелки над головами, вышли и неторопливо спустились с вершин на немногочисленную землю…»

**) курсивом отмечены цитаты из стихотворения А.И. Введенского «Где. Когда» 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"