Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Мезер В.В. «Дом К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске». Проект «Выставка одной картины»

Автор: 
Грибанова Марина Владимировна

  • Мезер В.В. «Дом К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске». Проект «Выставка одной картины»
Дата мероприятия:  01.11.2022  —  30.11.2022

С 01 ноября по 30 ноября 2022 года Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н.Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет графическое произведение Мезера Василия Васильевича «Дом К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске» 1990г. (цветной офорт, бумага, оттиск 44,8х50,2; с полями 60,5ч65,7).

Василий Васильевич Мезер, (16.10.1948 Богородицк, Тульской области – 27.03.2017 г. Иваново) – живописец, график. В 1973 г. окончил Ярославское художественное училище, а в 1982 году – Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. В течение трёх лет стажировался в творческих мастерских графики Академии художеств под руководством академика Г.С.Верейского. Работал в жанрах портрета, пейзажа, книжной графики и литографии.

С 1975 г. принимал участие в региональных, зональных, всероссийских, союзных и международных выставках. В 1985 г. принят в Союз художников СССР.

Автор ряда росписей, мозаичных панно и сграффито в городах Ивановской области, в Москве, Саяногорске, Элисте и других городах Советского Союза. Преподавал в Ивановском художественном училище имени М.И. Малютина, а в 1990-е гг. был его директором. С 2003 по 2015 г. - доцент кафедры архитектурного дизайна Ивановской государственной архитектурно-строительной академии (с 2012 г.- Ивановский государственный политехнический университет). Автор более 25 научных статей. С 2005 В.В. Мезер - Заслуженный художник России.

Василий Мезер участвовал в становлении творческого метода хвалынской школы, помогал её теоретическому осмыслению, активно участвовал в разработке её основной концепции.

На выставке представлена одна из работ Василия Васильевича – «Дом К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске» в технике цветного офорта.

Об офорте впервые упоминается в начале XVI века, своё широкое распространение техника получила уже ближе к следующему столетию. Слово офорт, производное от французского eau-forte, что в переводе означает – азотная кислота, буквально – «крепкая вода».

До XVII века технику офорта использовали в основном для создания печатных икон. Начиная с XVII века, гравюры в технике офорта становятся отдельным видом изобразительного искусства. Немецкий живописец и гравёр Альберт Дюрер один из первых поднял гравюру до уровня высокого искусства, к которому раньше относили только живопись и скульптуру. К концу XVII века офортные гравюры стали использовать в типографии. Иллюстрации полученные при помощи техники получались живописными и реалистичными, к тому же это был один из наиболее экономных вариантов. Формы были долговечны, что позволяло использовать их многократно.

Техника офорта включает в себя создание рисунка на металлической доске – на меди, цинке, иногда используют сталь. Для начала доску необходимо тщательно очистить, отшлифовать и обезжирить. Далее доску нагревают и покрывают лаком, который имеет кислотоупорный состав. В современном офорте художники чаще всего используют раствор битумного лака, в средние века использовали канифоль, либо смесь смолы и воска.

Также форму с уже застывшим покрытием немного коптят, на тёмном фоне лучше будут заметны нанесённые штрихи. На подготовленную форму наносят рисунок, чаще при помощи специальной офортной иглы, процарапывая рисунок до самого металла, но при этом игла не должна повредить его. Можно выполнять штрихи и линии в любом направлении, что позволяет создавать необычный узор. Доску с нанесённым рисунком обрабатывают кислотой, которая разъедает поверхность только в местах защитного лака. Под воздействием кислоты происходит протравливание металла, на нём остаются углубления, которые впоследствии и создают рисунок при оттиске на другую поверхность. Рисунок получается объёмным, потому что при травлении кислота разъедает штрихи не только в глубину, но и немного в ширину. Для разного металла используют разную кислоту; для меди больше подходит раствор хлорного железа, для цинка используют азотную кислоту. После травления кислотным составом лак с пластины удаляют, используя скипидар или бензин, доску промывают, и на поверхности доски остаются углублённые очертания нанесённого изображения. Для получения оттиска на готовое клише наносят краску, снимают её излишки и переносят рисунок на бумагу или на другую поверхность.

Представленная на выставке работа выполнена Василием Васильевичем Мезером в 1990 году. Летом 1989 года Мезер был в Хвалынске и подготовил эскиз для будущего офорта, рисунок дома, где проживали родители известного живописца К.С. Петрова-Водкина. Дом построен хвалынским кузнецом в 1896 году и был куплен Петровым-Водкиным для своих родителей в 1905 году. Немного позже, в 1995 году, дом, который изобразил Василий Васильевич, станет мемориальным домом-музеем К.С. Петрова-Водкина. Офорт был изготовлен по возвращении Мезера в город Иваново.

Для данного произведения художнику понадобилось несколько металлических досок, одинакового размера и толщины, потому что Мезер делал цветной офорт, для каждого цвета – отдельная доска. Награвированные доски, предназначенные для печати, Василий Васильевич покрывал разноцветной краской и отпечатывал одну за другой. Сложным моментом в этом действии является достижение точного совпадения на бумаге красок, которые наносятся с разных досок.

Вдохновлённый творчеством К.С. Петрова-Водкина, работы которого содержат монументальность и духовную наполненность образов, Василий Мезер выполнил офорт в любимых цветах известного художника: жёлтом, синем, красном и изумрудно-зелёном. На первом плане символично изображена женщина с ребёнком, подобно Богородице с младенцем, как образ, возвышающийся над всем бытовым, образ высокого и вечного.

Во время создания эскиза Мезером дом ещё принадлежал хвалынским жителям, изображены ворота и массивный берёзовый ствол тех времён. На офорте Василия Васильевича нет парадного крыльца, которое украшало дом во времена К.С. Петрова-Водкина, спустя несколько лет после создания графического произведения, крыльцо восстановят. Но резное деревянное ярило оберегающее дом, расположенное над входом, и по сей день остаётся на своём месте.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры