Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка «Хвалынский Мир Сергея Серова». (В ожидании юбилея)

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Дата мероприятия:  30.05.2023  —  16.07.2023

28 мая, накануне дня рождения художника Сергея Георгиевича Серова (29.05.1948-28.07.2014), в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина открывается выставка нашего земляка, члена Союза художников России, члена Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО. Незадолго до своей смерти художник Сергей Георгиевич Серов написал воспоминания о Сосновом острове, который существовал до строительства Саратовской ГЭС на Волге против Хвалынска и был затоплен в 1967 году. Он назвал свои яркие воспоминания - «Хвалынский оберег». Но сам Сергей был для Хвалынска таким же «оберегом» - огромным, непостижимом в своём разнообразии талантов, «островом». Его по праву называют «художественным летописцем» Хвалынска. Нашему городу он посвятил большую часть своего творчества. Его Муза «родом» из провинции, и он неоднократно подчёркивал это её происхождение в названиях своих персональных выставок - «Исповедь провинциала», «Исповедь провинциала. 5 лет спустя» - хотя прекрасно понимал, что провинциализм - это понятие не географическое, а культурное: можно быть глубоким провинциалом, живя в столице, и укоренённым в культурные слои независимо от места своего обитания, ведь Дух дышит там, где хочет. А Хвалынск с его богатой историей, в том числе и культурной, давал пищу для незаурядных высказываний и исповедей. Художник часто повторял: «Для кого-то Хвалынск - это мирок, а для меня это Мир». Он находил в этом мире, который ещё очеловечен и одухотворён, сюжеты и поводы для философских обобщений. И творчество Сергея Серова переросло хвалынские рамки, это большой художник, недооценённый при жизни, но, как известно, большое видится на расстоянии. И теперь, спустя почти 9 лет после смерти, виден его подлинный масштаб. Хорошо, что и при жизни художника некоторые знатоки искусства осознавали неординарность этой личности и даже оставили некоторые свидетельства, например, астраханский известный историк и искусствовед С.Г. Львов написал ещё в начале 2000 годов о работах Серова следующие строки: «У него, несомненно, есть мощное подсознательное, которое формирует в сознании залпы самых неожиданных ассоциаций, метафор, гипербол и прочих замечательных штуковин, недоступных простому смертному. То есть, на мой взгляд, он почти гений по-своему. Неповторим, неоднозначен, многоликий и многовекторный. В некоторых картинах старается следовать академической технике, в идее оставаясь самим собой. В других картинах доминирует его «я» по основной концепции, а техника уходит на второй план. Он словно манкирует техникой, расставляя доминанты на воплощение своего бессознательного. Но нигде нет нарочитости, показного благолепия, заискивания и льстивого подобострастия. То есть, человек испытывает наслаждение от самовыражения в живописи, при этом в зависимости от собственного настроения, он то выводит изысканные антраша и фуэте, то простые незамысловатые кренделя. Но во всех случаях СВОИ и в этом его мощь. Чувствуется, что пишет картины с равной страстью, словно ловит крупную рыбу своей мечты». Неслучайно Сергей Георгиевич был награждён дипломами: международного конкурса на лучшее художественное произведение изобразительного искусства «Золотая палитра», Саратов (2000); межрегионального конкурса «Золотая палитра», 2007 (Саратов); Российской академии художеств за 2007, 2008 (Москва); Творческого союза художников, 2012 (Москва).

Со дня смерти Сергея Георгиевича прошло уже 9 лет, но память о нём живёт в городе, его работы - непременные «участники» экспозиции галереи и всегда вызывают огромный интерес у посетителей. 29 мая Сергею Георгиевичу Серову исполнилось бы 75 лет. Трудно поверить в эти цифры! Потому что Сергей Георгиевич для тех, кто его хорошо знал, навсегда остался Сергеем, полным сил, азарта, одним словом, того огня, который называется молодостью и жизнью. Он остался для нас «парнем из нашего города», принадлежавшим к характерному русскому типу людей, «сделавших самих себя». Серовы - один из самых старых родов в Хвалынске. Все Серовы в 19 веке были ремесленниками-шапочниками. И только в 20 веке они стали изменять своему исконному ремеслу: в этом роду есть и актёры, и деятели культуры, и художники. И это переход количественного родового ремесленничества в искусство закономерен. Всё великое искусство, от Возрождения до импрессионистов – это и есть высокое ремесло, соединённое с внутренним миром и духовным состоянием художника. Только теперь это называется высоким профессионализмом.

Серов работал во всех живописных жанрах, но он, прежде всего, был мастером большой картины - редкий теперь жанр. Он всегда шёл от сюжета, от литературного образа, от большого философского смысла. Его картины полифоничны, он пытался современный мир, идущий трещинами, потерявший свою целостность, соединить, протягивая связи за холсты в жизнь. Всё чаще в последнее годы жизни Сергей Георгиевич обращался к триптихам, квадриптихам, полиптихам. Ему было тесно в рамках холстов, может быть, поэтому рамы его картин тоже становились «рассказчиками»: он заполнял их «житиями» своих персонажей. Картинные миры Сергея Георгиевича похожи на реальный, но не тождественны ему. Он был «очевидцем невидимого», часто в его картинах изображены рядом с земными героями — ангелы и иные «небесные силы», наблюдающие, помогающие и оберегающие их.

После смерти Сергея Георгиевича его вдова передала часть его работ в картинную галерею. Сейчас, на фоне нынешнего состояния культуры, понимаешь, какой это ценный дар. На выставке будут экспонироваться картины разных лет и не только из коллекции музея, но и из городских коллекций.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры