Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Добрых рук творение». Графика и декоративно-прикладное искусство из собрания Радищевского музея

Автор:  Стародубцева Наталья Владимировна - заведующий отделом

  • «Добрых рук творение». Графика и декоративно-прикладное искусство из собрания Радищевского музея
Дата мероприятия:  06.06.2023  —  08.10.2023
Стоимость билета:  вход на выставку в рамках основной экспозиции музея

В июле 1839 года член-корреспондент Императорской академии наук Рейссинг Корнелий Христофорович подал в Министерство финансов прошение об открытии в Петербурге Рисовальной школы для вольноприходящих учеников. Предложенный им проект был одобрен Николаем I, и в октябре 1839 Сенат опубликовал решение о создании в Петербурге школы с задачей подготовки мастеров для художественной промышленности и преподавателей для подобных заведений. Школа была открыта 26 мая 1840 года. Прием учеников производился круглогодично, и обучение было бесплатным. Основная цель школы – дать доступное художественное образование и «развивать вкус» ремесленников и рабочих. В программу школы входили рисование орнаментов для текстиля, лепка, техническое черчение. В 1842 году при школе открыли женские классы, которые были под патронажем великой  княгини Марии Николаевны, дочери Николая I.

В 1858 году школа из ведомства Министерства финансов была передана Обществу поощрения художеств. Обучение стало платным, но самых способных учеников освобождали от платы и давали им стипендии. Кроме того, их отправляли в различные местности России и за границу для ознакомления и зарисовок различных памятников искусства.

Открылись мастерские: декоративно-прикладная, декоративно-лепная, литографическая, керамики и живописи  по фарфору, медальерная, ткацкая и др.

Огромный вклад в развитие школы внес русский писатель Дмитрий Васильевич Григорович (1822–1899), автор произведений «Антон-горемыка», «Деревня»), в последние годы служивший секретарем Общества поощрения художеств. Он ездил в Мюнхен, Париж для ознакомления с постановкой художественно-педагогического дела и привез образцы моделей, гравюр и других пособий, которые легли в основу школьной программы.

Ученики школы выполняли рисунки, которые были образцами для «изящной промышленности». По ним изготавливались предметы прикладного искусства по заказам Кабинета Его Императорского Величества. С Рисовальной школой так или иначе связаны биографии крупных мастеров отечественного искусства (И.Е. Репин, В.В. Верещагин, М.В. Добужинский). Рисовальная школа оказала большое влияние на становление и развитие пластических искусств в России.

Выставка «Добрых рук творение» из книжного фонда Радищевского музея знакомит  с рисунками учеников этой Рисовальной школы. В 1896 году Министерство финансов поручает Экспедиции заготовления государственных бумаг издать факсимильный альбом рисунков для специалистов-практиков. Было выделено 35 тысяч рублей. И в 1901 году  такой альбом был выпущен. Его название «Образцы декоративного и прикладного искусства из Императорских дворцов, церквей и коллекций в России». Было издано 13  выпусков с 65 хромолитографиями.  Рисунки были выполнены с натуры учениками Рисовальной школы под руководством ее директора  академика Е.А. Сабанеева. Также в альбом были включены акварели академика М.Я. Виллие, который изучал и воспроизводил древнерусские и бытовые предметы Произведения русского и западноевропейского искусства воспроизводились средствами цветной печати и давались в двух проекциях: лицевая и боковая стороны. Если предмет был слишком большим, то его изображали в меньшем масштабе с указанием шкалы оригинальных размеров.

Представление о подобных изделиях дают включенные в состав выставки произведения декоративно-прикладного искусства из фарфора, бронзы и камня XVIII и  XIX веков русской и западноевропейской работы.

На выставке представлены хромолитографии из альбома, принадлежащего Радищевскому музею и поступившему в 1910 году от Александра Александровича  Гоздаво-Голомбиевского. Он был уроженцем г. Петровска Саратовской губернии. Это российский историк, занимал должность архивариуса Государственного совета, был секретарем великого князя Николая Михайловича.

В журнале «Искусство и художественная промышленность» в № 11/12 за 1901, также который также является экспонатом выставки, отмечается: «Можно надеяться, что эти рисунки принесут существенную пользу делу развития нашей художественной промышленности… и окажутся полезными в деле ознакомления иностранцев с рассматриваемой отраслью русского искусства».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"