Город, где жил художник. Часть IV. Виктор Борисов-Мусатов и семейство Захаровых
Автор: | Платонова Елена Станиславовна |
Большая часть жизни Виктора Борисова-Мусатова была связана с Саратовом, именно в Саратове началось формирование личности художника, были получены первые художественные впечатления, выбран путь в искусстве.
Здесь он обрёл верных друзей, оказавших несомненное влияние на его творчество и мировоззрение.
В нескольких кварталах от усадьбы Мусатовых, в самом начале улицы Малой Кострижной (ныне улице Пушкина, 3) жил когда-то его друг Александр Захаров, с которым он познакомился ещё в детстве, в годы совместной учебы в Александро-Мариинском реальном училище.
Мусатов часто бывал в доме Захаровых, был хорошо знаком с членами этой большой и дружной семьи. Во главе, которой стоял Дмитрий Антонович Захаров – губернский чиновник и титулярный советник.
На почве увлечения фотографией Борисов-Мусатов сошёлся с младшим братом Александра Захарова Валентином Дмитриевичем, супруга которого добрая, внимательная Лидия Петровна стала для художника другом и интересным собеседником.
О самом Александре Дмитриевиче Захарове известно немного. Лишь то, что по роду деятельности он был служащим, любил бывать в театре. Неизвестно увлекался ли он рисованием, но его часто можно было встретить в мастерской художника.
В собрании Радищевского музея хранится этюд к картине «Гармония» «Кавалер, читающий стихи» написанный в 1899 году.
Щегольской наряд, гордая осанка, изящно откинутая в сторону правая рука, опирающаяся на тонкую трость, расслабленная поза и полное погружение в декламацию – таким запечатлел Борисов-Мусатов своего друга.
Домовладение Захаровых, состоящее из двух смежных дворовых мест, было перестроено в начале ХХ века.
Фасад главного здания богато декорирован фигурной кирпичной кладкой и коваными деталями. Над домом возвышаются три аттика, центральный венчает парадный вход.
Дом Захаровых является памятником архитектуры и градостроительства регионального значения.
***
В Саратове сохранилось ещё одно место, связанное с семейством Захаровых. Это дом расположенный на улице Мичурина, 68 (бывшей улице Панкратьевской, 5), где жила сестра Александра Захарова – Александра Дмитриевна в замужестве Воротынская со своей семьёй – супругом Иеронимом Доминиковичем и дочерью Анной.
В 1884 году Александра Дмитриевна приобрела этот участок земли, где изначально располагались одноэтажные деревянные постройки. В 1907 году она просит разрешения на постройку нового деревянного двухэтажного дома обложенного кирпичом. Вначале 1910-х годов дом был построен. Его отличительной особенностью стали характерные элементы эпохи модерн –круглое окно с растительным орнаментом и красивая резная дверь сохранившиеся и поныне.
С этим адресом в жизни Виктора Борисова-Мусатова связан период, наполненный яркими эмоциями и сердечными переживаниями. Который оказался удивительно созвучным любимому произведению художника, героической комедии Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак».
В письмах, адресованных Лидии Петровне Захаровой, он часто сравнивает себя с любимым героем: «Я более несчастен, чем Сирано… Но я более горд, я не могу быть нищим, чтобы просить смиренно о любви…»
Нежные чувства к Анне Воротынской вспыхнули в тот период, когда уже состоявшийся художник вернулся из Парижа. И увидел не юную девочку с косичками, а уже повзрослевшую прекрасную девушку.
Он пишет ей нежные строки: «Как поэму вечерних сумерек посвящаю Вам, Анна Иеронимовна, в день вашего ангела результат моих наблюдений природы в тишине моего садика»
Врождённое чувство юмора и твёрдый характер позволили Мусатову справиться с сильным нахлынувшим чувством.
Среди рисунков мы находим шуточные зарисовки бытовых сценок, где его друг Александр Захаров эмоционально что-то доказывает своему противнику, размахивая при этом палкой, а Лидия Петровна и Анюта видя всё это, горько заливаются слезами. Лишь старая бабуля (Анна Норова) не замечает происходящего, да некая смешная эмансипированная Зинка с папиросиной в руке с улыбкой наблюдает за дерущимися.
В постоянной экспозиции Радищевского музея находится одно из самых нежных и лиричных произведений Борисова-Мусатова картина «Осенний мотив», где художником тонко проведены параллели «осени» человеческих чувств и осени как поры увядания природы. Это произведение он посвятил Анне Воротынской.
Анна Иеронимовна Воротынская родилась в Саратове в 1878 году, получила хорошее образование. Её жизненным призванием стала педагогика. После окончания Словесного отделения Петербургских женских педагогических курсов она много путешествует по Европе и России. По возвращении в Саратов становится начальницей городской частной женской гимназии.
В апреле 1910 года Анна выходит замуж за Матвея Николаевича Поливанова и переезжает в город Дмитров Московской губернии. В их семье родилось трое детей: Татьяна, Екатерина и Алексей.
Всю свою оставшуюся жизнь она учительствовала. В декабре 1944 года Анны Иеронимовны не стало.
Спустя годы её сын Алексей Матвеевич Поливанов оказал неоценимую помощь автору книги о жизни и творчестве В.Э. Борисова-Мусатова К.В. Шилову, предоставив ценные материалы из семейного архива.