Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«О, этот многоликий Дьяков...»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Дата мероприятия:  17.08.2023  —  30.09.2023

       Александра Дьякова – художника-карикатуриста, чья выставка экспонируется в эти дни в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина, знает в городе и стар, и мал. Известный в области слоган: «Нам есть чем гордиться», – обретает для земляков в лице Александра Дьякова реальные черты. Он всегда победитель. За 35 лет он создал более 7000 карикатур. Около 100 лучших из них изданы в сборнике «Улыбнись, Саратов.ru» в 2006 году. Может быть, имя Александр даёт ему эту силу? А возможно – умение первым посмеяться над собой? А ещё – обилие у него способностей и талантов, огромного запаса остроумия и выдумки. Талант карикатуриста так же редок, как умение парадоксально мыслить, видеть связи там, где их не видит большинство, ведь неслучайно иногда карикатуру называют парадоксальной графикой.

В середине 1980-х – в эпоху «гласности», когда многое в жизни стало рассматриваться под прицелом «прожекторов перестройки», карикатура стала востребованной, и Александр попробовал себя в этом жанре. На допотопной множительной машине «Эра» он делал тысячи копий своих рисунков и отправлял по областным и районным газетам всего Советского Союза. Это была такая, как бы сейчас сказали, акция, какой мог позавидовать любой современный пиарщик! Его карикатуры начинают появляться в «Заре молодёжи», центральных изданиях и даже в журнале «Крокодил». Александра приглашают работать художником в областную газету, и он переезжает в Саратов. 1990-е – его «момент истины». Он занимает призовые места на многих международных конкурсах карикатур: специальная премия за серию карикатур конкурса «Телевизионный глаз» в Италии в 1993 году, премия Союза журналистов России в 1996 году за лучший материал, в 1997 году работа Дьякова была отмечена в Югославии дипломом за лучшее раскрытие темы «Не стрелять». За десять лет участия в Международных конкурсах карикатуры, организованных в Японии, Александр получил две бронзовые именные медали и диплом за оригинальное раскрытие темы. В 2001 году за карикатуры на Международном конкурсе «Мир против наркомании», прошедшем в Казани, Александр получил бронзовую медаль. Он входит в десятку лучших карикатуристов страны, свидетельством чему является его третье место в 2006 году на XIII Международной профессиональной выставке «Пресса», проходившей в Москве. Эта премия и признание коллег-журналистов особенно почётны. Удивляет его необыкновенный дар тонко чувствовать суть происходящего, улавливать главный нерв момента, и он умеет так заострить его в карикатуре, что в итоге получается концентрат. Ведь карикатурист подобен скульптору – отсекает лишнее, чтобы обобщить и выявить самую суть темы.

В последние годы интерес к неунывающему жанру карикатуры в прессе заметно угас, как и уменьшилось количество самих периодических изданий, и наш мастер перешёл к философскому осмыслению жизни. Будучи прекрасным рисовальщиком, накопившим большой жизненный опыт, он заставил свои инструменты – карандаш, фломастер и кисти – заговорить на языках других жанров искусства. В круге его интересов появились сначала шарж и книжная иллюстрация, а потом и живопись. За эти годы художник создал из своих шаржей «Планету людей». Он изучает мимику, жестикуляцию своих героев, чтобы зафиксировать какие-то особенности натуры. Здесь нужен особый талант пересмешника, способность к психологической проницательности. Шаржи Дьякова сочетают в себе гиперболу и выдумку. Остро скомпонованные, они обладают большой убедительностью. Такие гротесковые портреты земляков украшают многие дома и юбилейные празднества.

Во многих живописных работах сохранилась «генетическая» память Дьякова-карикатуриста, меткий глаз, умение увидеть и найти живописные средства для выражения характерного в местном менталитете. Эта память проявляется в доброй иронии художника на «Красного коня», который, ничуть не стесняясь своей фантастической окраски, разгуливает по улицам родного города, увиденного с высоты птичьего полёта в наклонной перспективе со сферически выгнутой линией волжского горизонта или в совмещении разномасштабных: гиперреалистического яблока, символа Хвалынска, и осколочно-кубистической панорамы города.

Коллектив художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина поздравляет юбиляра! Удачи и здоровья тебе, Александр! Мы верим в тебя и желаем:

Богу Богово, кесарю кесарево,

А Дьякову неистовому живописного!


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры