Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Шедевры старых мастеров. Северное возрождение. Гравюра Германии и Нидерландов XVI века

Автор:  Алексеева Вера Юрьевна - заведующий сектором

  • Шедевры старых мастеров. Северное возрождение. Гравюра Германии и Нидерландов XVI века
Дата мероприятия:  26.09.2023  —  14.01.2024

«Поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им»
Альбрехт Дюрер

Северное Возрождение - культура европейских стран - Нидерланды, Германия, Франция; отчасти Англия, где в XV-XVI веках произошёл расцвет изобразительных искусств и архитектуры, во многом под влиянием Италии. Эти страны не обладали собственным античным наследием, как это было в Италии, где памятники древнеримской эпохи находились в каждом городе. Северное Возрождение выросло из готики и сохранило с ней тесную связь; новые гуманистические идеи соединились со средневековыми традициями.

Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, но в наибольшей степени самобытный характер Северного Возрождения проявился в художественной культуре Германии - Нюрнберг, Аугсбург, и Нидерландов - Антверпен, Галле, Амстердам.

В отличие от итальянцев, в произведениях которых человек был героизирован и возвышен, представал «мерой всех вещей» и властелином природы, нидерландские и немецкие художники не утратили ощущения грандиозности и величия мироздания, где человек, камень, цветок в равной мере драгоценные «перлы творения».

Основоположником немецкого Возрождения и универсальной личностью, подобной итальянским гениям Возрождения, был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Великий гравёр, живописец, рисовальщик, теоретик искусства, математик. При этом Дюрер с наибольшей полнотой выразил в своем творчестве особенности именно немецкого Возрождения, отличного от искусства не только Италии, но и Нидерландов: рациональное видение и классическое понимание неотделимо в его творчестве от готической экспрессивности и одухотворенности, тяга к знаниям соединяется с глубокой, страстной религиозностью.

Выбор тематики и особенности стиля Дюрера, как и всех немецких художников, обусловлены его глубокой религиозностью. Накаленная религиозными распрями атмосфера, ожидание пришествия Антихриста и гибели мира, надежда на высшую справедливость - все это воплотилось в его произведениях - «Святой Георгий» (1502), «Малый конь» (1505), «Сошествие во ад» (1512). Сюжет офорта «Большая пушка» (1518), вероятно, отразил озабоченность Германии угрозой турецкого нашествия, именно пушки давали надежду на победу христиан.

Несколько работ посвящены образу Мадонны - «Дева Мария с младенцем Христом и Святой Анной» (1501), «Мадонна в звёздной короне» (1516). Ксилография «Благовещенье» (ок. 1503) из знаменитой серии «Жизнь Девы Марии» - самый ранний по времени создания лист во всём цикле, состоящем из двадцати гравюр исполненном в годы, к которым относятся значимые достижения Дюрера в ксилографии.

Расцвет этого вида искусства в 1500-1550-х годах связан с целой плеядой немецких гравёров, с ярко выраженной индивидуальностью, в том числе и учеников Дюрера.

Ганса Бальдунга Грина (1480-1545) часто называют «великим учеником великого Дюрера», которого учитель считал равным себе, признавая исключительность его дарования. В его ксилографиях «Святой Себастьян» (1512), «Борьба коней» (1534) причудливо переплетаются ренессансные черты со средневековой символикой и фантастикой, сосуществуют рационализм и мистика. Бальдунгу удалось развить собственный художественный стиль, точно передающий настроения времён немецкой Реформации. Необычность и своеобразие творчества Бальдунга, его свободомыслие - одна из причин, по которой о нём в дальнейшем долго умалчивали.

Известнейшие представители группы кляйнмайстеров (мастеров малого формата) Ханс Зебальд Бехам (1500-1550) и Гергий Пенц (1500-1550) также были учениками Дюрера. В 1525 году были привлечены к суду «за безбожие» изображении сельских и эротических сцен. В работах Бехама - «Христос» (1520) и нескольких сюжетах из серии «Крестьянские праздники» (1546-1547) - наблюдается влияние Реформации и событий Крестьянской войны. Ханс Бехам, совместно со своим младшим братом, создавал религиозные гравюры, жанровые сюжеты, иллюстрированные хроники, выполнили целый ряд книжных иллюстраций к античным мифам, сказаниям, народным немецким сказкам.

Гравюры позднего периода Герга Пенца - «Медея и Ясон», «Торжество вечности» (1539) имеют аллегорическое и жанровое содержание, отличаются влиянием итальянской школы, сочетают в себе совершенство форм с силой и изяществом резца.

Другие кляйнмайстера Генрих Альлдегревер (1502-1562) и Вергилий Золис (1514-1562) поддерживали дюреровскую традицию в исполнении гравюр, а также копировали некоторые его работы в связи с их популярностью.

Золисом были воспроизведены «Большие страсти» Дюрера, но особую изобретательность гравёр проявлял в орнаментах, которые стали основой нюрнбергской книжной орнаментики. Он был автором декоративных фризов для кубков и чаш, рукоятей мечей и кинжалов, для гравировки на охотничьих рогах. Фантастические существа и человеческие фигурки, вплетённые в затейливые узоры, плавные округлые линии, объединяющие детали в завершённый образ, все эти особенности видны в гравюрах «Астрология», «Святая Бригитта Шведская» и других.

Темы работ Альдегревера были разными, преимущественно это - орнаментальная гравюра, а также мифологические, библейские и народные сюжеты. Гравюры «Авессолом, убивающий Аммона» (1540), «Лот с дочерьми, покидающий Содом» (1555) и другие, представленные на выставке, исполнены особенно тщательно, отличаются по-дюреровски рационально построенными гармоничными композициями.

Творчеством Альбрехта Дюрера вдохновлялись последующие поколения мастеров и других европейских школ. Так, спустя сто лет после создания одного из загадочных рисунков Дюрера «Большая Голгофа» (1505, Уффици), фламандским мастером Якобом Матамом (1571-1631) была выполнена обратная копия этой работы «Распятие» (1615). Экспонируемая гравюра безупречно исполнена в техника резца, точно передаёт стиль немецкого мастера и драматизм сюжета.

Неотъемлемой частью художественной культуры Северного Возрождения является творчество Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). Круг его сюжетов разнообразен: религиозные, античные композиции, портреты. Определённый отпечаток на искусство Кранаха наложили вкусы саксонского двора, с которым художник был связан почти всю свою жизнь. На выставке представлена единственная гравюра из собрания музея «Апостол Пётр», предположительно, выполненная для книжного издания.

Направления развития в гравюре Нидерландов XVI века отличались от самобытной немецкой гравюры. Ярким представителем Северного Возрождения и первым значительным гравёром нидерландской школы был Лука Лейденский (1494-1533). Считается, что он был вундеркиндом, даже оспаривают дату его рождения из-за совершенства ранних работ, которые относятся к 1508 году, когда Луке было шестнадцать лет. Альбрехт Дюрер, который посетил Нидерланды около 1520 года и встречался с Лукой Лейденским, писал о нем тепло, как об известном художнике.

Глубокий интерес к человеческой индивидуальности, поиски психологической выразительности образов видны в работах Луки Лейденского «Нищие» (1509), «Музыканты» (1524). Гравюрам «Богоматерь с младенцем» (1523), «Грехопадение» (1530) свойственен точный выразительный, несколько нервный рисунок, который придаёт сюжету эмоциональную напряжённость и внутреннюю взволнованность. Его ранние работы исследователи ставят в ряд с произведениями других художников Высокого Ренессанса, поздние же выполнены под влиянием стиля маньеризм.

Хендрик Гольциус (1558-1617) был представителем нидерландского маньеризма (Позднего Возрождения). Гениальный гравёр, несмотря на покалеченную в детстве руку, сформировал собственный стиль гравирования, создал свою школу, которая приобрела огромную популярность и уважение многих известных коллег, в том числе Питера Пауля Рубенса.

В гравюре Гольциус первый начал использовать цвет для своих пейзажей, в фигурных композициях - эффекты сильной светотени. Его произведения стали предметом копирования, подражания и имитации у множества мастеров других европейских школ. Новизна подхода Гольциуса заключалась в поисках средств выражения, которые могли бы соответствовать резцовой гравюре, как самобытному виду искусства, имеющему свои внутренние закономерности. В этом его отличие от таких выдающихся предшественников, как Дюрер и Лука Лейденский.

В работах «Обрезание» (1594), «Оплакивание Христа» (1596), «Моление о чаше» (1597), раскрывается его талант владения линиями, которые имеют исключительную длину и охватывают максимальную поверхность описываемой формы, создавая цельность композиции.

Корнелис Корт (1533-1578) добился значительных результатов в репродукционной гравюре и находился под влиянием итальянской школы периода Возрождения. Он работал в мастерских Рафаэля Санти и Тициана. А также успешно и образцово исполнял гравированные копии и с оригиналов своих знаменитых соотечественников. Его работы большого формата - «Снятие с креста» (1576), предположительно по Джироламо Муциано, «Аллегорическое изображение искусств и наук» (1578) по Яну ван дер Страту, «Преображение» (1602) по Рафаэлю Санти, выполненные в трудоёмкой технике резца показывают Корта, как ос-новательного академичного гравёра со свободной и уверенной манерой.

Северное Возрождение сформировалось и развивалось, как целостное явление, открывшее собой эру совершенно нового человека в истории мировой культуры, что отразилось в миро-воззрении, убеждениях, во всех областях деятельности личности. Его прогрессивное значение оказалось важным и для всех последующих времен, так как именно в этот период были заложены основные гуманистические взгляды, развитие которых актуально и в наши дни.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры