Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Жемчужины у моря. Одесса и Крым в литографиях и книжных изданиях XIX века из собрания Радищевского музея

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

Дата мероприятия:  10.10.2023  —  28.01.2024

На протяжении столетий юго-западное Черноморское побережье с его живописными уголками, архитектурными памятниками и богатым историческим прошлым привлекало внимание многих путешественников, поэтов, художников. Особый интерес к этому пышному южному краю проявился среди наших соотечественников и иностранцев после присоединения Крымского полуострова к России в 1783 году, в эпоху царствования Екатерины II, и в период создания ею нового города на берегу Черного моря – Одессы.

Каким же предстал юго-запад Российской империи перед взорами художников в 1830-е годы, позволят увидеть показанные на выставке литографированные пейзажи первой половины XIX века.

Одним из первых певцов живописного южного края стал проживавший там художник итальянского происхождения Карло Боссоли (1815–1884). В экспозицию выставки войдут его автолитографии из альбома «Собрание одиннадцати видов города Одессы». Городские пейзажи с колоритными морскими берегами, великолепной архитектурой, исполненные блестящим рисовальщиком и литографом в чёрно-белом варианте, были отпечатаны в одесской литографической мастерской Александра Брауна, предположительно, до 1837 года.

В начале XIX века подобные альбомы с видами городов получили широкое распространение, что было связано и с возникновением литографии, одной из наиболее популярных техник печатной графики того периода. Относительная легкость и быстрота исполнения, возможность тиражирования позволяла создавать и распространять целые серии литографий, собранных в папки по одной тематике.

Известно, что Карло Боссоли выпустил также альбом «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных» (1842). Эти листы, с документальной точностью отражающие природу и жизнь городов Южного побережья в первой половине XIX столетия, до настоящего времени служат иллюстрациями для книг по истории, культуре, религии Одессы и Крыма.

Изысканные крымские пейзажи предстанут в графических листах немецкого художника-пейзажиста Якоба Маурера (1826–1887), запечатлевшего прекрасные виды окрестностей Алупки, Гурзуфа, Массандры, Симеиза. Литографии с его рисунков были исполнены Полом Гаучи (?), художником мальтийского происхождения, работавшим в Лондоне, и австрийским мастером Францем Вольфом (1795–1859).

В библиотеку Радищевского музея литографированные виды Одессы и Крыма поступили, предположительно, в 1920-е годы. Судя по штампу, все они ранее принадлежали Центральному Педагогическому Музею Наглядных пособий г. Саратова.

С историей, культурой и книгоиздательской деятельностью того времени познакомят представленные на выставке иллюстрированные издания первой половины XIX века. Среди них: «Хронологическое обозрение истории Новороссийского края» (1836, 1836), «Записки Одесского общества истории и древностей» (1844) и другие книги, изданные в Городской типографии Одессы.

Интересными для зрителей станут и «Керченские древности», вышедшие в 1845 году из одесской типографии А. Брауна, где, кстати, печатались литографии Карло Боссоли, а также иллюстрации к «Путеводителю путешественника по Крыму» (1834). Это уникальное издание, составленное швейцарским коммерсантом, торговцем и путешественником Шарлем Монтандоном, включает в себя не только богатейший материал по истории, экономике, культуре, достопримечательностях полуострова, но и редчайшие литографированные виды крымских городов.

Иллюстрации представленных редких изданий откроют для зрителей имена таких художников как Огюст Раффе (1804–1860), Иоганн-Фридрих Югель (1772–1833), Бокачини (?) и других иностранных графиков начала XIX века.

Вошедшие в экспозицию литографированные листы, книжные иллюстрации – свидетельство пристального внимания зарубежных художников к живописным южным городам Российской империи. Многие виды этих «жемчужин у моря» за сто с лишним лет претерпели значительные изменения, но они по-прежнему завораживают своим историко-культурным прошлым, богатыми традициями и великолепной архитектурой.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры