Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка «Мода на прошлое. XIX век. Эпоха историзма»

  • Выставка «Мода на прошлое. XIX век. Эпоха историзма»
Дата мероприятия:  08.11.2023  —  18.01.2024
Открытие:  в 17.00
Телефон:  8 (8452) 39-18-04

Выставка «Мода на прошлое. XIX век. Эпоха историзма» знакомит зрителей с одним из самых противоречивых периодов в истории искусства, временем поисков нового стиля через обращение к минувшему и безграничной свободы творчества, когда в произведении могли соединяться элементы разных художественных течений. Однако ни один из стилей прошлого не копировался полностью и не являлся ведущим. Это были отдельные направления внутри большого творческого движения.

В экспозиции представлено более 120 произведений из собрания Радищевского музея: печатная и оригинальная графика, редкие книжные издания, а также предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные в разных техниках и материалах.

Историзм, как явление в культуре и искусстве, сформировался к 1830-м годам, постепенно охватывая все европейские страны, в том числе и Россию, и продолжался вплоть до конца 1880 –1890-х годов, уступив место модерну. На смену одному большому стилю – классицизму, пришло изучение и романтическое увлечение различными эпохами прошлого. Согласно мнению русского критика В.Г. Белинского, «история сделалась как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания: без неё стало невозможным постижение ни искусства, ни философии. Мало того, само искусство сделалось теперь преимущественно историческим». Появление произведений в исторических стилях нередко порождалось общественными или историческими событиями, путешествиями, знаменитыми археологическими находками или же просто вкусами заказчика. Это привело к тому, что в искусстве появилось сразу несколько направлений, которые современники воспринимали как модные «вкусы» или «стили»: «готический», «второе и третье рококо», «ренессанс», «ориенталь», «русский» и т.д.

Эпоха историзма как бы собирала, перечисляла, усиливала до чрезмерности мотивы из художественного арсенала имеющихся декоративных средств. Одно из самых популярных направлений того времени, «второе рококо», представлено на выставке изделиями из стекла, фарфора и бронзы. Чайники, кофейники, вазы и тарелки в изобилии украшены рокайльными завитками, коралловым декором, лепными рельефными гирляндами, асимметричными цветочными букетами, позолотой. В декоре некоторых экспонатов встречается смешение рокайльных и ориенталальных мотивов. Характерным примером являются каминные часы с сидящим турком, выполненные в 1840-е на заводе Корнилова. Увлечение экзотикой Востока в эпоху историзма превратилось в одно из самых заметных художественных направлений. В силу своего географического расположения и исторического развития Россия была гораздо ближе к Востоку, чем какая-либо европейская страна. Ориентальная тематика здесь существовала как самостоятельное направление и органично вплеталась в другие стили того времени.

Во всех областях декоративно-прикладного искусства нашли отражение и средневековые мотивы. Яркие, красочные витражи соборов стали источником вдохновения для декора большого «Готического сервиза», исполненного на Императорском фарфоровом заводе в 1830-е годы. Эффект светящихся витражных окон напоминает и очень сложная по исполнению техника многослойного стекла на стакане для карандашей, созданном в 1830–1840-е годы на Императорском стеклянном заводе. Нередко готические мотивы соседствовали, а иногда и эклектически сочетались, с ренессансной орнаментикой. Декоративные элементы в виде гротесков, витых колонок, свитков, маскаронов, скульптурных деталей, заимствованных у известных памятников, украшали предметы мебели, изделия из серебра, бронзы, фарфора, стекла, чугуна.

Отдельно от всех художественных направлений развивался «русский стиль», связанный с изучением национального наследия, ставший частью национальной политики Российского государства, воплощением известного постулата: «Православие, самодержавие, народность».

Значительную роль в популяризации культуры Древней Руси сыграл выпускник Императорской Академии художеств Фёдор Григорьевич Солнцев. В 1849–1853 годах в Москве был выпущен подготовленный им многотомный альбом «Древности Российского государства» – научный труд, с максимальной точностью описывающий основные памятники истории России. Издание включало более 700 иллюстраций с зарисовками старинных соборов, церквей, сокровищ Оружейной палаты и т.п. Титульный лист альбома оформлен рамкой, стилизованной под изображение русского терема.

Творчески переработав и осмыслив огромный пласт отечественного наследия, Ф.Г. Солнцев одним из первых стал использовать мотивы русско-византийской орнаментики в произведениях элитарного искусства. По его эскизам были созданы два фарфоровых сервиза, предназначенных для царской семьи. Отдельные предметы одного из них, с инициалами великого князя Константина Николаевича, представлены на выставке.

Вслед за Солнцевым, уже в годы правления Александра II, с Императорскими фарфоровым и стеклянным заводами стали сотрудничать архитекторы И.А. Монигетти, В.А. Гартман, И. П. Ропет.

На выставке демонстрируются прибор для вина (вердо), выполненный по проекту архитектора В. И. Сычугова на Императорском стеклянном заводе. Расписанный золотом и эмалевыми красками, украшенный стеклянными бусинами, он может считаться примером утончённой стилизации, органичного сочетания формы и декора. Прибор был поднесён императору Александру II к празднику Рождества Христова. Впоследствии на заводе было выполнено ещё несколько аналогичных произведений для частных лиц.

Стекло, в силу своих уникальных природных свойств и широких имитационных возможностей, в XIX веке было необыкновенно популярно. Изделия из этого материала воспроизводили традиционные формы деревянной, керамической, металлической утвари прошлых веков. Украшались орнаментами, заимствованными с традиционной крестьянской вышивки. Помимо бесцветного стекла распространение получили цветные стёкла с богатой колористической палитрой и непрозрачные глушёные стёкла «под камень».

Во второй половине XIX на смену академическому стилю в церковном искусстве приходит неовизантийский, основанный на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. Коллекционирование древних икон, расчистка их от записей привели к изменению представлений о русской иконописи. Прориси со старых византийских и древнерусских подлинников становятся важным иконографическим источником.

На выставке представлены не только живописные иконы, изображающие самых любимых русских святых, таких как Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, царица Александра и Николай Чудотворец, святые покровители российских императоров с супругами, но и оклады. Материалом для них служили благородные металлы, латунь, медь и даже жесть. Кованое основание дополняли самоцветами, чеканкой, гравировкой, эмалью, филигранью, кусочками цветного стекла и фольги.

В конце XIX века большое распространение получили особые шкафчики для хранения образов – «киоты» с тремя иконами, располагающимися одна над другой. Пример напольного домашнего киота можно увидеть на выставке. Триптих, состоящий из изображений Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи, представленных в жесте молитвенного заступничества, называется «деисус». Выбор святых не случаен. Традиционно эти иконы присутствовали в каждом домашнем иконостасе.

Архитектурные проекты и эскизы художественного оформления храмов Д.Н. Россова наглядно показывают, как развивалась архитектурная мысль в 1870 -1880-е годы. По некоторым из них в Поволжье были возведены церкви. Один из экспонируемых проектов был заказан для храма во имя святой Ларисы А.И. Шахматовым (1826-1896), представителем потомственного дворянства Саратовской губернии, автором «Исторических очерков города Саратова и его округи». Художник выполнил эскиз иконостаса в стиле народного зодчества с ажурной резьбой, имитирующей детали украшения фасада крестьянской избы.

Экспозиция выставки дополнена графическими произведениями студентов Центрального Училища технического рисования барона А.Л. Штиглица конца 80-х – начала 90-х годов XIX века. Благодаря многомилионному пожертвованию барона, училище было богатейшим учебным заведением России и обладало собственным музеем с прекрасной коллекцией предметов декоративно-прикладного искусства, таких, как рыцарские доспехи, чеканные шлемы, серебряные кубки, стеклянные сосуды, восточная керамика, парчовые и шелковые ткани. Подобные произведения служили образцами для копирования, являлись источником вдохновения в эпоху увлечения историческими стилями. Их мы можем увидеть на представленных в экспозиции экзаменационных работах студентов, которые были переданы в открытый в 1897 году филиал Училища Штиглица в Саратове – Боголюбовское рисовальное училище.

Красочно оформленные печатные издания 70–80-х годов XIX века из собрания Радищевского музея помогают воссоздать дух эпохи исторических стилей.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры