Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Парадоксы времени

Автор:  Богатырева Ольга Анатольевна

Люблю проселочной дорогой
В день летний, в праздник храмовой
Попасть на службу в храм убогий,
Почтенный сельской простотой.
Тот храм, построенный из бревен,
Когда-то был села красой,
Теперь он ветх, хотя не древен,
И не отмечен был молвой.

"Сельская церковь"
Кн. П.А. Вяземский

Графический альбом "Возрожденные храмы Саратовской епархии.1991-1992" Николая Александровича Белавина (1912-1993) из Отдела архивных материалов Радищевского музея стал не только интересным открытием для исследователей жизни и творчества художника, но поводом вспомнить страницы истории храмовых сооружений Саратовского края. В 24 гравюрах, созданных на основе живых натурных зарисовок разных лет, художником были запечатлены знаковые церковные сооружения Саратовской области.

Вероятно, импульсом к созданию альбома послужил начавшийся в 80-90-е годы XX века постепенный процесс возвращения советской властью Церкви храмовых зданий, а также совместные путешествия по большой Саратовской и Волгоградской епархии и дружеское общение Н.А. Белавина с Архиепископом Саратовским и Вольским Пименом (1923-1993). Время показало, что авторское название альбома вполне себя оправдало. Действительно, почти все изображенные на офортах храмы ныне имеют статус действующих. Кроме одного.

Некогда стройный и величественный заволжский храм во имя Казанской иконы Божией Матери села Логиновка Краснокутского района привлекал внимание прихожан не только окрестных сел, но и отдаленных районов Саратовской области. Существует удивительная легенда об истории основания Казанской церкви. По преданию, жители села Логиновка отправили своих посланников в Москву, где им понравилась одна из церквей. Ее план и был взят за основу построенной в 1857 году деревянной сельской церкви. По сохранившейся древней русской традиции для нее было выбрано самое лучшее, просторное, «красное» место.

Впоследствии благодаря жителю села Парфену Яковлевичу Гопиенко, герою Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов, награжденному тремя Георгиевскими крестами за участие в боях на Шипке, церковь была обложена красным кирпичом. Однако завершить работы помешали Первая мировая война и революция 1917 года. Так храм остался наполовину каменным, а купол над алтарной частью и колокольня – деревянными. Интерес представляла нарядная своеобразная мозаичная кладка красного кирпича и забитые сквозь нее в шахматном порядке огромные кованные гвозди со шляпками, обеспечивающие лучшее сцепление камня и деревянной основы. Предполагается, что подобная строительная техника была характерна для зданий немецких колоний Поволжья.

По рассказам старожилов, в Казанской церкви были удивительной красоты иконостас и фрески – редкие для глухой заволжской провинции, богатством отличалось и внутреннее убранство церкви: паркетный пол и хрустальное паникадило.

Судьба храма в советское время была незавидной: его закрыли и разграбили. После 1936 года в бывшем церковном здании располагалась казарма курсантов Краснокутского летного училища, а во время Великой Отечественной войны жили пленные немцы. Затем здесь располагался зерновой и продовольственный склад.

В конце 80-х годов XX века специалисты, приглашенные Архиепископом Саратовским и Вольским Пименом оценить состояние храма, сделали неутешительное заключение о необратимости процессов разрушения и невозможности восстановления здания церкви. Постепенно храм пришел в запустение и разрушился. Ныне еще сохранились остатки крепких кирпичных стен без утраченной деревянной кровли, чугунные решетки на окнах, сильно накренившаяся деревянная колокольня без главы. И словно призраки славного прошлого храма проступают со стенных росписей чудом сохранившиеся лики святых.

Художнику Н.А. Белавину очень повезло: согласно датировке на офорте, он увидел и запечатлел Казанский храм в далеком 1979 году, когда храм еще не был заброшен. Это самая ранняя датированная работа графического альбома, выполненная, вероятно, на основе натурных зарисовок того же времени. А значит, художник самостоятельно ездил по Саратовской области еще до активных совместных поездок с Владыкой Пименом в 1883-1884 годах.

Для воплощения своего замысла на бумаге Н.А. Белавин выбрал наиболее выгодный ракурс, благодаря которому храм предстает как единый величественный архитектурный ансамбль. Это своеобразный символический корабль-ковчег, призванный спасать человеческие души и возносить молитву людей к Богу. На офорте просматриваются все составляющие объемы храма, включая центральную главу, помещенную на высоком барабане, с главками поменьше по четырем сторонам от него. Высокая колокольня над папертью составлена из повышающихся ярусов разного размера и увенчана шатровым завершением с маленькой главкой и крестом.

Художник внимательно исследовал особенности строения здания и великолепно воспроизвел его пропорции, мелкие детали, почти осязаемо передал фактуру строительных материалов. Н.А. Белавин профессионально владел навыками художника-рисовальщика: используя слегка скругленные штрихи-запятые, он выявил объемы предметов, создавая тщательную свето-теневую проработку, умело организовал пространство. Условно намеченные силуэты сельских построек в отдалении, стаффажные фигуры людей и животных, приметы времени - столбы ЛЭП, - все в совокупности передает удивительную простоту и очарование сельской жизни, где объединяющим началом является церковь Божия.

Вероятно, художник поместил изображение еще неразрушенного храма во имя иконы Казанской Божией матери села Логиновка в свой графический альбом с надеждой и крепкой верой в его возрождение. Время доказало обратное. К сожалению, сейчас у молодого поколения все меньше остается возможности увидеть остатки былой архитектурной красоты и убедиться в правдивости всего повествования. Наверное, пройдет еще одно или два десятилетия, и облик чудесного сельского храма останется лишь на старых фотографиях и изображениях таких неравнодушных подвижников, как художник-график Н.А. Белавин, по-своему спасающих память о прекрасном прошлом.

О. А. Богатырева

Использованы материалы:

Новикова О. Исчезающая красота: История храма, которого скоро не будет [Электронный ресурс]/ О.Новикова // Православие и современность. - Режим доступа: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_4770 (11.12.2020)

Ссылки на другие произведения графического альбома:

Богатырева О.А. Чудесное возрождение [Электронный ресурс] // У музея есть душа...Нескучные истории. К 135-летию Рпадищевского музея. Режим доступа: https://radmuseumart.ru/projects/536/16516/?sphrase_id=17161


Комментарии: 1
0
Кузнецов
1) Эта церковь в Логиновке - третья, а заложена она была 26 июля 1909 года на 6 метров севернее старой деревянной.
Жители хотели просторную каменную церковь, поскольку старая церковь, построенная более 50 лет назад, была тесна и обветшала. Но грунт оказался слаб, и общество решило построить деревянную церковь, обложенную кирпичом, той же вместимости - 1800 человек. Проект подготовил Саратовский епархиальный архитектор Алексей Маркович Салько. Строительство продолжалось до 1913 года, 13 декабря благочинным в сослужении местного духовенства был освящен главный престол во имя Казанской иконы Божией Матери.
2) Москва - большой город, и потому все церкви там - каменные. Как смогли крестьяне найти деревянную церковь в белокаменной Москве?
3) Церковь была полностью построена в соответствии с проектом, принята архитектором Салько, освящена - и Первая Мировая война никому не помешала, потому что больше никто ничего обкладывать не собирался. Она так спроектирована была: комбинированная, деревянная, обложенная до куполов кирпичом.
4) Материал старой деревянной церкви после освящения новой продали жителям Митрофановки, которые вознамерились строить новую церковь
5) В перечне крестьян, которым было объявлено архипастырское благословение, никакого Парфена Яковлевича Гопиенко нет.
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры