Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Искусство подделки». Большеформатное издание «Коллекция Шпитцера» в книжном собрании Радищевского музея. Цикл «Книжные сокровища»

Автор: 
Чертилина Ольга Владимировна., научный сотрудник

Все материалы рубрики

«Книжные сокровища»

Сколько существует искусство – столько его подделывают. За долгие годы сформировалась своего рода бизнес-структура: изготовители, дилеры, покупатели, страховые агентства. Талантливые подделки стали цениться очень высоко, их авторы нередко удостаиваются персональных выставок, а сами фальшивки успешно продаются с аукционов, приравниваясь к самостоятельным произведениям искусства. Появились подделки подделок работ знаменитых мастеров (Петра Куяу – подделки подписей на подделках). Подчас даже животные выступают талантливыми художниками-фальсификаторами (творения шимпанзе Банги). В Вене существует небольшой частный музей картин и рисунков («Faelschermuseum»), не имеющий подлинных работ. За последние годы в лондонском музее Виктории и Альберта («Victoria and Albert Museum») неоднократно проходили выставки подделок знаменитых произведений искусства, собранных британской полицией. Все представленные на них экспонаты выполнены столь искусно, что ввели в заблуждение экспертов и покупателей и долгое время считались оригиналами.

Среди аферистов в мире искусства XIX века, строивших свой бизнес на продаже подделок, выделяется печально известный из-за скандалов с фейками Фридрих Шпитцер.

Фридрих Шпитцер или Фредерик Спитцер (Frederic Spitzer (1814 (1815) –1890) – немецкий коллекционер и реставратор произведений искусства, торговец древностями, редкостями и ювелирными изделиями, имевший особое пристрастие к искусству Средних веков и Возрождения. Начало коллекции Шпитцера положила случайно купленная им в Италии картина Альбрехта Дюрера, которую впоследствии он удачно продал. После войны 1812 года коллекционеры-дельцы, вроде Шпитцера, с его энергией и деловой хваткой, стали незаменимы в новом обществе банкиров и купцов. Вначале он занялся торговлей, а затем и реставрацией поврежденных произведений искусства, преимущественно из металла. В 1852 году он поселился в Париже, недалеко от Триумфальной Арки (Arc de Triomphe), где выстроил особняк с галереями, в которых предметы искусства Средних веков и Возрождения хранились в специальных стеклянных витринах. Новая состоятельная элита охотно посещала его салоны. Особый дар Шпитцера помогал ему, когда возникали трудности с описанием и созданием истории происхождения выставленных на продажу предметов. В последний год жизни он работал как ювелир по золоту.

Характерное для этого времени явление – подвергать значительному обновлению арт-объекты, сочетая оригинальные части с новоделом, коснулось многих видов декоративно-прикладного искусства: оружия, доспехов, ювелирного искусства, резьбы по камню и металлу и т.д. И Фридрих Шпитцер весьма преуспел в этой области. Качественные подделки делали по заказу или для продажи на аукционах. Для создания «древностей» он использовал многих художников из Кельна и Ахена, и в том числе, Рейнхольда Вастерса, работы которого в настоящее время рассматриваются только как подделки.

Рейнхольд Вастерс (Reinhold Vasters. 1827–1909) – немецкий дизайнер и ювелир, прекрасный резчик по металлу, не получивший широкого признания, плодовитый фальсификатор. Способности молодого мастера, участвовавшего в реставрации ахенского собора (Aachen Cathedral), заметили дельцы от искусства, один из них – Фридрих Шпитцер. После смерти жены, необходимость зарабатывать на жизнь и воспитание двух малолетних дочерей заставила Вастерса сотрудничать со Шпитцером. Как и большинство художников, Рейнхольд Вастерс хранил библиотеку своих рисунков, гравюр и литографий, которая была найдена в 1970-е годы в архиве Музея Виктории и Альберта. Эти рисунки и записи содержат четкую инструкцию для создания копий и подтверждают его тесное сотрудничество со Шпицером. Несомненно, что Вастерсом было скопировано или подделано множество предметов искусства, основанных на оригиналах, в частности, ювелирные украшения эпохи Возрождения.

В течение жизни Фридрих Шпитцер собрал значительную художественную коллекцию, за которую ему предлагали солидную сумму. Хотя вначале это предложение было отклонено, в завещании Шпитцер оставил распоряжение о продаже коллекции через три года после своей смерти. В 1893 году в течение 3 месяцев она выставлялась на парижском аукционе. Задолго до продажи собрания американские газеты обратились к различным учреждениям и меценатам с предложением приобрести всю коллекцию целиком для любого публичного музея, например, Музея Метрополитен («Metropolitan Museum of Art»). Тем не менее, коллекция была распродана по частям.

Большая – куплена австрийцем по рождению, живущим в Лондоне частным коллекционером Сэром Джордж Соления (George Salting. 1835-1909), который, в свою очередь, завещал её Британскому музею («British Museum»), Национальной Галерее («National Gallery») и Музею Виктории и Альберта («Victoria and Albert Museum»). Другая часть собрания приобретена английским королем Эдуардом VII и Ротшильдами, богатейшим семейством банкиров, финансовых магнатов и филантропов. Как оказалось, далеко не все предметы в коллекции Шпитцера были подлинниками.

В 1890 году Фридрих Шпитцер предпринял амбициозную попытку опубликовать иллюстрированный каталог своей коллекции, который современники оценили как «особо выдающуюся книгу». При жизни Шпитцера появился только один том. Остальные выходили согласно завещанию в течение 3 лет. С 1890 по 1892 год было издано 6 томов в количестве 600 нумерованных экземпляров. Многотомник отпечатан на веленевой бумаге, специально изготовленной на фабрике «Papeteries du Marais et les Manufactures Impériales du Japan», и представляет все виды декоративно-прикладного искусства периода Античности, Средних веков и Возрождения. В издании приняли участие многие авторитетные специалисты: ведущий историк искусства Эмиль Молинье (Émile Molinier. 1857–1906), археолог, хранитель предметов искусства Средних веков и Возрождения музея Лувр Альфред Дарсель (Alfred Darcel. 1818–1893), французский историк Эжен Мюнц (Eugène Muntz. 1845–1902) и другие.

Радищевскому музею принадлежит экземпляр этой книги под номером 533 («La collection Spitzer». Paris. Quantin. 1890–1892). Отдельные листы с текстом в линейной рамке и таблицы с иллюстрациями помещены в большеформатные издательские папки из картона, обтянутого зелёной тканью. Каждый том украшают инициалы с сюжетными композициями, концовки и заставки, выполненные по рисункам Г. Кадара и Б. Крюгера (G. Kadar et B. Kruger), а также прекрасные хромолитографии, изготовленные в мастерской Лемерсье («Lemercier et Cie») и высококачественные гелиогравюры Поля Дюжардена (Р. Dujardin).

Все 6 томов приобретены в 1903 году у частного лица. Ещё один дублетный экземпляр 1го тома из этого издания, без титульного листа, поступил от основателя музея А.П. Боголюбова в 1894 году. На нём имеется дарственная надпись: «В Саратовский Радищевский музей от А. Боголюбова. 1894».

Можно по-разному относиться к деятельности Фридриха Шпитцера – жёсткого бизнесмена, ловкого мошенника, составившего огромное состояние на торговле фальшивыми произведениями искусства, но нельзя не восхищаться его выдающимися организаторскими способностями, тонким чутьём и хорошим вкусом.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры