Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Путешествия Высочайших особ Императорского Дома Романовых по Волге»

27.09.2013
  • «Путешествия Высочайших особ Императорского Дома Романовых по Волге»
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ОАО СЕВЕРСТАЛЬ

27 сентября 2013 – 02 февраля 2014

Радищевский музей, ул. Радищева, 39

Презентация: 08 октября 17.00

Цены на билеты

тел. 26-16-06

Выставка «Путешествия Высочайших особ Императорского Дома Романовых по Волге» является одним из мероприятий крупного социокультурного проекта партнёрского Радищевского музея «Под Высочайшим покровительством…».

Выставка включает изобразительные материалы из фондов Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева: несколько графических работ А.П. Боголюбова, К.Ф. Гуна, Н.Н. Гриценко, фотографии и редкие книги второй половины ХIХ века, открытки начала XX столетия. Почти все представленные материалы, так или иначе, связаны с жизнью, деятельностью и творчеством основателя музея А.П. Боголюбова, находившегося в дружеских отношениях со многими членами Августейшей семьи.

Первой из российских самодержцев путешествие по Волге совершила Екатерина II, если толковать путешествие как «поездку, перемещение, осуществляемое пешком или с помощью транспорта, как правило, в течение сравнительно длительного времени в дальние от места проживания с целью ознакомления или отдыха». Поездки императрицы по России занимали важное место в истории её царствования. Они организовывались с большой пышностью и торжественностью, на что затрачивалось много сил, средств и времени. Путешествия имели определённые цели: изучение состояния и нужд страны и использование этих знаний при управлении, создание образа просвещённой государыни, утверждение могущества России в глазах других держав (а отчасти - и в представлении собственных подданных). Впервые сопровождать императрицу были приглашены иностранные дипломаты, и это повышало престиж путешествия и самой коронованной путешественницы, а также придавало мероприятию отчасти развлекательный характер.

Вояж Екатерины Алексеевны на галере «Тверь» (в сопровождении флотилии лодок и свиты в более чем тысяча сто человек) по великой реке из Твери до Симбирска продолжался со 2-го мая по 3-е июня 1767 года. Императрица была впечатлена красотами Волги и очарована некоторыми городами. На протяжении 1410 вёрст, высаживаясь на берег в русских городах и селениях, государыня знакомилась с живой Россией, наблюдала жизнь русского человека, собирала сведения о состоянии городов, промыслов, торговли, фабрик, ремёсел, что было значительно полезнее и вернее всяких канцелярских докладов и губернаторских отчётов.

На выставке можно видеть постер с иллюстрации (основой которой послужила картина А.К. Беггрова «Путешествие императрицы Екатерины II в «низовые города» по реке Волге весною 1767 года») в книге «Царская и Императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век. Исторический очерк Н. Кутепова» (СПб, 1902). Живописное произведение А.К. Беггрова хранится в Центральном военно-морском музее в Петербурге.

Во второй половине XIX века путешествие по России становится обязательной частью образования, воспитания и формирования личности будущего самодержца. Цесаревич Александр Николаевич в июне 1837 года, и уже император Александр II, в 1871 году, совершал путешествие по России, но «сухим путём». Путешествие по Волге, объединяющей почти всю европейскую часть России, позволяло с большими, чем по суше, комфортом и скоростью осуществить задуманное. Вдоль главного водного пути располагались старейшие и весьма значимые для истории и культуры страны города, монастыри и населённые пункты.

Знаменательное путешествие по Волге было совершено наследником цесаревичем Николаем Александровичем, сыном Александра II, в 1863 году. Граф С.Г. Строганов, попечитель наследника, организовывая эту поездку, сформулировал задачу следующим образом – «в относительно небольшой промежуток времени просветить цесаревича и дать ему возможность с настоящей точки, а не сквозь призму посмотреть на всё ему встречавшееся на пути и верно судить о положении России и народа в данную минуту». В продолжение четырёх с половиной месяцев великий князь Николай Александрович подробно знакомился с значительной частью обширного государства, проплыв от С.-Петербурга до Астрахани, от Царицына до Крыма, и проехав от Бердянска через южные колонии до Екатеринославля. Передвижение по Волге началось непосредственно от Ярославля, затем последовали Рыбинск, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самара, Сызрань, Хвалынск, Вольск, Саратов, Сарепта, Царицын, Астрахань. На нескольких листах из альбомов видовых фотографий А.С. Муренко и М.П. Настюкова, являющих собой раннюю русскую видовую фотографию, запечатлён облик городов России 1860-х годов.

На снимке, выполненном в саратовском фотоателье А.С. Муренко 20 июля 1863 года изображен наследник цесаревич с губернатором В.А. Щербатовым и свитой, которую составили граф С.Г. Строганов, профессора Московского университета И.К. Бабст и К.П. Победоносцев, флигель-адъютант О.Б. Рихтер, доктор М.И. Шестов, секретарь Ф.А. Оом, А.П. Боголюбов и «молодые чиновники» - граф А.Б. Перовский (сын Б.А. Перовского, ближайший товарищ цесаревича и его братьев, великих князей) и граф Н.С. Строганов. А.П. Боголюбов на момент приглашения его в путешествие - художник Главного Морского штаба, отмеченный высочайшим вниманием и наградами. В продолжение путешествия Алексей Петрович сделал множество рисунков акварелью, пером, углём, тушью. По возвращении наследнику был преподнесён альбом, включающий 250 рисунков. Фототипии обложки и нескольких страниц этого альбома можно видеть на выставке. А также фотографический портрет Николая Александровича с дарственной надписью Боголюбову, свидетельствующий о начале тёплой искренней дружбы художника и цесаревича, продолжавшейся до трагической и преждевременной кончины последнего.

В августе 1866 года в путешествие по Волге отправился наследник престола Александр Александрович (будущий император Александр III) с братом, великим князем Владимиром Александровичем, и свитой. Попечитель наследника граф Б.А. Перовский пригласил для сопровождения цесаревича «прежних» И.К. Бабста, К.П. Победоносцева и А.П. Боголюбова, а также знатока Волги и Каспия, гидрографа Н.А. Ивашинцова, адъютанта-поручика П.А. Козлова и князя В.П. Мещерского. Путешествие, посвящённое памяти усопшего Николая Александровича, должно было повторить маршрут предыдущего, но было прервано из-за угрозы холеры и завершилось в Нижнем Новгороде. Эта, хотя и непродолжительная, поездка сблизила цесаревича и А.П. Боголюбова, их дружба крепла на почве глубокой привязанности к Николаю Александровичу и любви к искусству. Большеформатные фотографические портреты наследника и великого князя Владимира Александровича с дарственными надписями А.П. Боголюбову «в воспоминание о путешествии по Волге» включены в экспозицию выставки.

В июле 1869-го, цесаревич Александр Александрович уже вместе с цесаревной Марией Фёдоровной и великим князем Алексеем Александровичем предпринял ещё одно путешествие по России, по маршруту 1863 года. Отправлялись из Москвы, а не из Петербурга, последним для посещения городом на Волге был Царицын. М.П. Настюков сделал снимок всей группы участников путешествия, а также запечатлел пристань Общества «Кавказ и Меркурий» в Нижнем Новгороде, с которой 15 июля отходил пароход «Счастливый».

Часть графических работ А.П. Боголюбова, созданных во время поездок по России в 1860-е годы, зритель увидит впервые. Боголюбов часто, даже в пределах нескольких ближайших лет, возвращался в одни и те же места, поэтому точная датировка их затруднена.

В числе книг, представленных на выставке – первый путеводитель по Волге, автором которого является Н.П. Боголюбов. «Волга от Твери до Астрахани» явилась результатом путешествия А.П. и Н.П. Боголюбовых по всем замечательным местам Поволжья и была издана в 1862 году. Книга написана с большим знанием истории, географии, кораблестроения и сегодня представляет интерес не только как библиографическая редкость, но и как источник сведений по истории поволжских городов. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"