Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Акварели и рисунки А.П. Боголюбова

07.07.2016
Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

  • Акварели  и  рисунки  А.П.  Боголюбова
09.07.2016  —  25.09.2016

Выставка из цикла «Графический альбом» представляет произведения графики А.П. Боголюбова из музейной коллекции после реставрации в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря (Москва).

В музейном собрании хранятся около полутора тысяч рисунков и акварелей русской школы XIX – начала XX веков. К наиболее ценным из них относятся графические работы основателя музея А. П. Боголюбова.

Алексей Боголюбов (1824–1896) – профессиональный моряк, профессор и действительный член Императорской Академии художеств, учредитель и председатель Общества русских художников в Париже, активный член Товарищества передвижных художественных выставок, главный живописец Военно-морского штаба, наставник многих художников (И. Е. Репина, В. Д. Поленова, К. А. Савицкого, А. К. Беггрова, И. П. Похитонова, А. А. Харламова, Н. Н. Гриценко и других) и, даже, «царской семьи учитель», обучавший искусству рисования Александра III и Марию Фёдоровну. Талантливый мемуарист, автор увлекательных «Записок моряка-художника». Знаковая фигура в истории художественной жизни Саратова, его Почётный гражданин. Создатель музея, и, при нём, знаменитого рисовального училища, открытого в 1897 году, носящего ныне, как и более ста лет назад, его имя.

Фонд графики Боголюбова составляет вместе с альбомными материалами примерно 1 000 листов и почти целиком относится к первоначальной коллекции музея, поступившей от его основателя при жизни и по его завещанию (1885–1899). Эта графика, преимущественно рисунки и акварели, составляет, наряду с живописными этюдами Боголюбова, наиболее поэтичную часть его творчества. Как художник, прошедший серьёзную академическую школу, он всегда уделял большое внимание рисунку. Ещё в молодости, когда он был, по собственному выражению, «художником-аматёром», то есть любителем, он обратил внимание на наставление, сделанное великим Карлом Брюлловым, – «рисовать построже». Вспоминая академические уроки, Боголюбов подчёркивал, что все учителя-профессора «были прекрасные рисовальщики, все они учили нас этому делу очень хорошо, преследуя классическое направление, что и давало прекрасные результаты, и шла в Риме даже добрая слава, что русские ежели не мастера писать, то все рисуют хорошо».

Экспонирующиеся графические листы Боголюбова, отреставрированные в ВХНРЦ в 2011–2012 годах, дают представление об особенностях авторской рисовальной манеры, владении различными техниками рисунка, о тонком колористическом вкусе, присущем не только его живописи, но и миниатюрным акварелям. Созданные в России и во многих европейских странах – Франции, Германии, Швейцарии, Голландии, Италии – они образуют своего рода огромный альбом, фиксирующий увлекательные путешествия художника. Некоторые листы отличаются не только красотой мимолётности акварели или сепии a la prima, виртуозным штрихом пера или карандаша, но и надёжной документальностью.

Особую страницу творчества в рисунке, как и в живописи, составляют вдохновлённые его первой профессией марины и морские баталии. «Первое морское сражение (Наум Сенявин)» – один из подготовительных рисунков к картине из цикла о славных петровских морских баталиях, посвящённой легендарной победе русского корабельного флота, одержанной над шведским флотом у острова Эзель. Несколько листов создано в 1860-е годы во время поездок по России: «Самара», «Астрахань», «Нижний Новгород (Петербургская пристань)». Путешествие 1861 года по Волге и Каспию вместе с братом Николаем Петровичем, моряком и писателем, было предпринято с целью составления путеводителя. Ещё одна памятная для Боголюбова поездка состоялась в 1863 году в свите наследника Николая Александровича, вскоре умершего. В 1866-м маршрут предыдущей поездки был частично повторён художником, сопровождавшим нового наследника – Александра Александровича, будущего российского императора. Точная датировка этих, как и многих других графических работ Боголюбова, затруднена в связи с тем, что он часто, даже в пределах нескольких ближайших лет, возвращался в одни и те же места.

По отзывам Боголюбова русские пейзажи не уступали по своей красоте прославленным видам Европы. «А когда я повидал нашу матушку Волгу с её разнообразием от Твери до Астрахани, то все Саксонские Швейцарии, Рейны и Дунай … всё это разом пало в моём воображении». С не меньшей теплотой художник запечатлевает родные для него мотивы Петербурга и его окрестностей («Набережная у Академии художеств. Санкт-Петербург», «Кронштадт»). Из излюбленных европейских мест представлены виды живописного нормандского побережья Франции («Вёль», «Закат солнца в Этрета»), пленительного Барбизона в окрестностях Парижа («Осень в Барбизоне»).

Особой страницей творчества Боголюбова стали венецианские пейзажи. По воспоминаниям художника, Венецию он начал писать ещё в молодости с гравюр, «горя нетерпением скорей туда отправиться». Первая незабываемая встреча состоялась во время пенсионерской поездки 1854 года – Боголюбов провёл там несколько осенних месяцев. Позднее возвращался в сказочную Венецию многократно. «Не буду описывать моих впечатлений и восторгов венецианских. Считаю это личным достоянием каждого, кто здесь побывает. Конечно, можно побывать везде чемоданом, а мои впечатления кто увидит в картинах, то пусть составит понятие, верно ли я глядел на красавицу морей и точно ли передавал её тонкий серебристо-серый колорит, её мутную, но очаровательную воду и разнообразнейшие строения перспективных линий. Краса её так глубоко меня поразила и врезалась в моей памяти, что я много раз её писал во всех видах в разнообразные времена, да и буду писать до конца моей жизни». Искреннее восхищение «красавицей морей» очевидно в работах «Венеция. Сан-Джорджио. Утро», «Венеция. Ночь», «Набережная рабов в Венеции».

Сегодня приобретение памятников классического искусства для музеев является большой редкостью, и подобные поступления относятся к числу особо ценных. В 2011 году коллекция Радищевского музея пополнилась двумя рисунками А. П. Боголюбова – «Венеция» и «Вид Константинополя», переданными по завещанию А. А. Ляпина (Франция). Александр Александрович Ляпин (1927–2011), внук известного художника В. Д. Поленова, всю свою жизнь бережно собирал раритеты русского искусства, часть которых была подарена в российские музеи им самим, остальные переданы его вдовой Николь Ляпин. Обе прекрасные работы попали в круг произведений, отреставрированных в Москве, и теперь, как и другие «обновлённые шедевры», смогут стать экспонатами многих выставок.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры