Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

К 100-летию картины "Две девушки" (1915) К.С. Петрова-Водкина

16.11.2015
  • К.С. Петрова-Водкин "Две девушки" 1915 г.
10.11.2015  —  01.02.2016

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева в рамках проекта "Выставка одной картины" экспонирует картину К.С. Петрова-Водкина "Две девушки" (1915) из своей коллекции.

Выставка картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина приурочена к столетию её создания. Этого мастера не случайно называли "фресковым живописцем". Его искания зрелой поры шли в сфере, где бытовое перерастает в бытийное. "Упорный до педантизма искатель личного монументального стиля", он сумел уже к середине 1910-х годов достичь впечатляющих результатов, получивших признание художественной критики. Сопоставительный анализ группы картин, связанных общим мотивом двух девушек – "Девушки на Волге" (1915), "Две девушки" (1915), "Утро. Купальщицы" (1917) "Две" (1917) вводит в творческую лабораторию художника, позволяет показать, как, упорно варьируя сходный мотив, живописец добивается выражения своей философско-поэтической идеи.

Сложен и богат открытиями путь Петрова-Водкина к картине "Девушки на Волге" (1915, Государственная Третьяковская галерея). Это было, время напряжённых раздумий, настойчивых поисков современного монументального образа, изучения закономерности связей пространства и формы, окончательного сложения собственной живописной системы. Вдумчивое изучение творчества великих мастеров обогатило его изобразительный язык.

В "Девушках на Волге" черты монументализма обнаруживаются с первого взгляда: натурная достоверность в цвете и рисунке приносится в жертву композиционным задачам, ритм линий и цветовых плоскостей, напоминающий ритмику иконописных фигур, придает будничному мотиву известную отчуждённость от повседневности. Идеализация становится исходной точкой и принципом обобщения. Исполненные величавой грации, молодые крестьянки располагаются на берегу, словно на помосте. Картина построена на едва заметном пересечении двух диагоналей, делающем всю группу легко обозримой и выделяющем фигуры двух девушек в центре.

Такая акцентировка не случайна: мастер концентрирует его внимание на персонажах, несущих основную идейную нагрузку. Это не только визуальный, но и смысловой центр композиции. Торжественную значимость момента художник открывает в особой одухотворённости обликов крестьянских девушек, в естественной грации и гибкой силе их молодых тел. Этим выявлением возвышенного в обычном, земном достигает он такой убедительности образного решения.

Картину "Девушки на Волге" по праву относят к числу самых значительных его произведений. Это совпадает и с самооценкой мастера. Однако последующим своим творчеством он показал, что не всё удовлетворяло его в этом превосходном полотне. Факт неоднократного обращения к его персонажам, частичное изменение обликов, жестов, деталей одежды, цветовой характеристики, попытки по-новому компоновать их в пространстве картины – все это говорит о сознательном намерении придать знакомым образам несколько иной смысл. Следующим шагом в том же направления стала экспонирующаяся картина. Сопоставление с акварельным эскизом "Девушек на Волге" 1914 года и картиной "Утро. Купальщицы" 1917-го убеждает, что саратовский вариант создан позднее московского. В эскизе уже намечены позы, движения, жесты и облики центральной группы "Девушек на Волге". А в картине "Утро. Купальщицы" повторяются те изменения облика, головного убора, жестов, которые были найдены в "Двух девушках". Дальнейшая трансформация тех же образов в работе "Две" 1917, завершающей этот цикл.

Картина "Две девушки" производит впечатление цельной, законченной композиции. Она не кажется фрагментарной, хотя и воспроизводит (почти идентично, но в значительном увеличении) центральную группу "Девушек на Волге". Стройные девичьи фигуры, выдвинутые вперед, заполняют почти все пространство. Укрупняя масштаб, художник дает лишь поколенное изображение, отчего фигуры кажутся ещё значительнее. Задаче монументализации подчинен и обобщённый пейзажный фон: размытая синь огромной реки, свободно перетекающая в бездонную голубизну неба, зеленая полоска дальнего берега – и только. Миг послеполуденного затишья, когда все так просто и так величественно, - "как будто внутренность собора простор земли", – созвучен общему настроению.

Избавляясь от подробностей конкретного мотива, освобождаясь от второстепенных персонажей, устраняя повествовательность и сосредоточив внимание на центральной группе "Девушек на Волге", поданной крупным планом, мастер добивается монументализации, поистине фрескового звучания. Даже сама манера письма с равномерно втёртой в холст краской имитирует язык стенописи в станковой картине. Мажорные цветовые созвучия рождают впечатление светлой праздничности и особой торжественности. Насыщенные красные, жёлтые, голубые тона сталкиваются между собой, усиливая и выделяя друг друга, образуя яркие, эффектные сочетания. Холст поистине "одрагоценивается живописью".

Лица крестьянских девушек лишены персональной неповторимости. Родовое и типизированное превалирует над особенным. Простота и уверенность очертаний, мастерская чеканка общего абриса лиц снимают налёт аристократической утончённости и меланхолической расслабленности у персонажей первого варианта как отзвук ранних символистских работ. Отчётливее проступает крестьянский характер типажа, свойственный последующим полотнам художника. Черты иконной идеализации вплавлены в живые образы русских простолюдинок. Мастер формулирует народно-национальный идеал женской красоты.

Секрет современности монументальных исканий Петрова-Водкина в смелом сопряжении полярных образных планов – низкого и высокого. Сочетание подчёркнутого реального и нарочито условного становится наглядной и ёмкой метафорой, с помощью которой и совершается возведение обычной натуры в ранг этического и эстетического идеала.

Идеальное открывается ему в человеческом. Но подчёркнуто земной облик героинь не придаёт им ничего интимного, психологически определённого: покоряющая непосредственность и здоровая сила проступают в формах обобщающей условности. Строгость монументальной пластики и покоряющая женственность персонажей – две ипостаси лиро-эпического стиля художника. В нём оживает строгая и величавая торжественность фресковой живописи Древней Руси. Совершенство и органичность мастерства позволяют ему говорить с высоким, но естественным пафосом. Петров-Водкин-новатор поистине классичен, ибо верен великой живописной традиции. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"