Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Пьер Саломон Доманшен де Шаван. Вечер.1815. «Цикл «Выставка одной картины»

02.04.2018
Автор:  Красноперова Лидия Петровна

  • Пьер Саломон Доманшен де Шаван. Вечер.1815 г.

Картина поступила как произведение неизвестного французского художника ХVII века. Связь с именем Доманшена де Шаванна возникла после публикации двух подписных и датированных работ этого художника из собрания князей Юсуповых.

О предполагаемом авторе пейзажей известно немногое. В 1709 году он был принят в Королевскую Академию живописи. Его выступления в парижском Салоне отмечены в 1737–1738 годах. Художник стал известен благодаря пасторальным пейзажам с фигурами людей и животных. Он немало работал при дворе короля Людовика ХV. Известно около 20 картин, написанных им для Версаля, Фонтенбло и других дворцов. Пейзажи Д. де Шаванна находятся в Лувре, городских музеях Гренобля, Компьена, в картинной галерее города Кан в Нормандии. В музеях России известно о двух парных пейзажах Доманшена де Шаванна из коллекции «Музея-Усадьбы Архангельское».

Физико-химические исследования нашей картины подтвердили её оригинальность. Предположительно, дерево, послужившее основой для живописи – бук, распространённый в странах Европы.

Художник, следуя традиции академической школы, использовал коричневатый цвет грунта в тональном построении пейзажа, применял технику раздельного мазка, метод прозрачных лаковых лессировок.

На картине изображён холмистый пейзаж с высокими деревьями, городом, виднеющимся вдалеке, волнистой линией горизонта. Представление об идеальном ландшафте у европейских художников сложилось на основе итальянской природы. Гармонична и спокойна расстановка фигур людей и животных, их пропорциональные отношения с массами холмов и деревьев, мягкое освещение. Группа деревьев на одной стороне сопоставлена с более открытым пространством – на другой. Переживание пространства и времени взаимно определяют друг друга.

Пейзажная картина почти обязательно должна была содержать в себе моральную аллегорию. Например, на одной стороне – светлое небо, на другой – тёмные массы облаков и деревьев, этот контраст говорил о различии в человеческой жизни света и тени, добродетели и порока. Тема движения по дороге символизировала путь человеческой жизни, прямой или извилистый.

Для художника было важно не только изображение предметов, но и ощущения, которое может вызывать их совокупность в сознании зрителя. Закат солнца, различие дня, вечера и ночи, жара и холод передавались средствами живописи.

На нашей картине плавные тональные, цветовые и световые отношения вызывают ощущение вечера.

Вечер – символ осени, угасания, старости. Он несет на себе печать усталости от забот и пристального взгляда на собственные труды.

Размер произведения может рассказать о о времени его создания, о вкусах заказчиков. Маленькая картина рассчитана на индивидуальное восприятие, она гармонирует с уютным пространством жилого помещения. Такая мода появилась во Франции первой четверти XVIII века и в какой-то степени стала реакцией на торжественный, официальный стиль предшествующего столетия, время царствования во Франции Людовика XIV.

Картина происходит из коллекции М.Н. Галкина-Враского (1832-1916).

Это имя известно саратовцам. В 1870-е годы Михаил Николаевич был саратовским губернатором. Он сумел многое сделать для экономического и культурного развития региона. Был удостоен звания Почётного гражданина не только Саратова, но и всех уездных городов губернии. М.Н. Галкин-Враской не оставлял Саратов своим попечением в течение своей дальнейшей службы в Петербурге. А.П. Боголюбов называл его «первым начинателем» Радищевского музея. Значительным было участие М.Н. Галкина-Враского в создании Саратовского университета (1909) и Консерватории (1912).

Радищевскому музею М.Н. Галкин-Враской завещал свою художественную коллекцию. Михаил Николаевич отдавал предпочтение классическому искусству. Значительную часть собранного составляли произведения западноевропейских художников, которые он имел возможность приобретать во время своих поездок в страны Европы.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"