Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

По следу "Красного коня". Хроника создания картины. Часть 2

02.11.2012
10 ноября 1912 года картина "Купание красного коня" впервые предстала перед зрителями на выставке "Мира искусства", членом которого Кузьма Сергеевич был с 1911 года до его роспуска в 1924 году. Выставка открылась на Мясницкой улице в здании Училища живописи, ваяния и зодчества, которое Петров-Водкин окончил 8 лет назад. Это был своего рода волнительный экзамен на зрелость.

В то время объединение "Мир искусства" переживало кризис, и для его возрождения "старики" решили привлечь молодые силы талантливых художников, которые бы продолжали классическую традицию и противостояли нарождающемуся авангарду. Возможно, на это и рассчитывали устроители экспозиции, повесившие полотно над входной дверью выставки. Критик Всеволод Дмитриев нашёл картину "совершенно уникальной, гениальной", отметив, что всем, кто её увидел, она показалась знаменем, вокруг которого можно сплотиться. И всё же знаменем она не стала, потому что личный опыт и ход творческой мысли автора были настолько индивидуальны и трудны для претворения их другими художниками, что картину поняли и приняли немногие.

Картина "Купание красного коня" с самого начала вызвала многочисленные споры. В художественных кругах, во многих периодических изданиях – газетах и журналах, фамилия Петрова-Водкина и его "Красный конь" упоминались как в негативном, так и в позитивном ключе. Автор и его работа были втянуты в конфронтацию двух сторон – нападавших, во главе с И.Е. Репиным и, защищавших автора, во главе с А. Бенуа.

Резко критиковал полотно, как и более ранние работы К.С.Петрова-Водкина, сам Илья Ефимович Репин. "Разве есть что-нибудь у господина Петрова-Водкина, работающего под Матисса? – поддерживает И. Репина его сторонник Н.И. Кравченко (художник, художественный критик) в газете "Новое время". – Разве это безобразное красное пятно в виде силуэта лошади и уродливо нарисованной фигуры голого всадника, закрашенного жёлтой краской, искусство, живопись? Эта противная, режущая глаза, уродливая во всех отношениях красная тряпка носит громкое название "Купанье красного коня". Такую штуку стыдно посадить даже на крыше конюшни, а господа художники выставляют её в том же зале, где висит один из благороднейших наших художников, В.Серов.

Подумайте, какое художество? Какая оригинальность, какое творчество в подобном замысле? Красный конь, синяя вода, жёлтый человек. Почему еще не зелёный? <…> Является мысль, что художники-авторы подобных произведений и устроители выставки, просто-напросто злые юмористы, надумавшие посмеяться над простодушной публикой" (8 января 1913). 

В защиту К.С. Петрова-Водкина выступил искусствовед, критик А.А. Ростиславов в журнале "Огонёк": "Совершенно исключительное по-прежнему положение занимает на выставке Петров-Водкин. Вот художник, властно убеждающий и как бы преднамеренно лишающий свои картины живописной красивости, тем более слащавости, иногда присущей и хорошим художникам. Странным образом его непривлекательные в отдельности краски кажутся совершенно необходимыми в их общих сочетаниях, его отступления от реалистических форм в очертаниях, пропорциях – совершенно необходимыми для декоративной гармоничности линий и плоскостей. Не потому ли, например, "Купание красного коня" не только сильная декоративная картина, а и как-то странно живая, несмотря на условности?" (14 января 1913).

Д.В.Философов, художественный и литературный критик, в статье "Искусство никому не нужно", опубликованной в газете "Воскресенье" (6 января 1913) писал: "Петров-Водкин уже почти законченный мастер, и если бы не окружающая современное искусства ужасная среда, если бы искусство действительно было нужно, он мог бы поразить нас богатством своего творчества. Ему тесно на этой выставке <…> Он, по существу, мастер "фундаментальный", большого размаха <…> но когда из народа выходит сильный человек, который, сохраняя всю индивидуальность, вместе с тем работает в народной традиции, которая некогда украшала "страшными судами" наши церкви, - "знатоки и ценители" начинают пищать. Они боятся значительных форм, боятся индивидуальности, которая может сделаться всенародной, демократичной. А Петров-Водкин – настоящий демократ. Его аристократизм заблистал бы всеми цветами радуги только на фоне подлинной демократии<…> "Купание красного коня" требует другого окружения, громадных стен, громадного скопления людей единой культуры <…> У Петрова-Водкина нет ещё своей сознательной формулы. Но зато есть потенциал <…> И родись он позже, в среде единой, всенародной культуры, он развернул бы свою формулу, нашёл бы себя".

Разразившуюся вокруг картины полемику "художественно зафиксировала" участница "Мира искусства", приятельница К.С.Петрова-Водкина, известный график Е.С.Кругликова. В её силуэте-карикатуре изображены три человека – Петров-Водкин, Репин и Бенуа перед полотном "Купание красного коня". И.Репин "нападает" на автора, а А.Бенуа "защищает".

В письме к матери от 24 ноября 1912 года художник писал: "На выставке в Москве, как всегда, или с яростью нападают на меня или, наоборот, но, во всяком случае, это успех. На днях получил стихи одного поэта из Москвы, посвященные картине моей "Купание красного коня" - для которой позировал Шура. Это меня очень тронуло. Вот они:

К.С. Петрову-Водкину

Кроваво-красный конь,

К волнам морским стремящийся,

С истомным юношей на выпуклой спине.

Ты, как немой огонь, вокруг костра клубящийся,

О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне.

Значки расширились…Стою в святом волнении,

И слышу запах волн, поющих о весне,

И слышу шёпот душ, измученных в горении

И, юноша, твой плач на огненном коне.

Там, где лежит туман, где степь непроходимая

Зелёно-ярких вод – поют о новом дне,

И нас туда влечёт мольба неизгладимая,

И там мы будем жить, а здесь мы, как во сне…

Рюрик Ивнев".

Рюрик Ивнев (М.А. Ковалёв, 1891-1981) – поэт-имажинист, друг Есенина по Петрограду и Москве.

В начале 1913 года выставка была перевезена в Петербург. Художник писал матери в Хвалынск: "Пока что мои надежды на этот 13-й год начали оправдываться. Успех моих картин на выставке довольно ясный, судя по ругательствам и похвалам газеты и по публике. Да, и притом в первый день продал один рисунок (речь идёт о рисунке "Портрет А.Н.Бенуа" 1912 года – В.Бородина), а на прошлой неделе купили большую голову: "Портрет", которую я работал у Грековых (речь идёт о портрете Наташи Грековой "Казачка" – В.Бородина)" (20 января 1913 года).

Весной 1914 года 50 картин, среди которых "Купание красного коня" и еще 9 работ К.С. Петрова-Водкина были отправлены на выставку в Швецию. Их стоимость оценивалась в десятки миллионов долларов. Дочь художника Е.К. Дунаева в своих воспоминаниях писала: "В 1914 году художественный музей в городе Мальмё (Швеция) собирался открыть Балтийскую выставку с большим русским отделом. По этому случаю были разосланы приглашения от Королевства Швеции для участия художников в этой выставке, в том числе К.С. Петрову-Водкину. Отец дал своё согласие участвовать и послал в художественный музей Мальмё десять картин, в том числе "Купание красного коня". Выставка состоялась с большим успехом".

В 1914 году Генеральный комиссариат выставки высоко оценил "выставленные образцы живописи в художественном отделе" Кузьмой Сергеевичем и наградил его бронзовой медалью, сопроводив её благодарственным письмом. Начавшаяся первая мировая война, затем революции, Гражданская война привели к тому, что все экспонаты выставки надолго остались в придерживающейся нейтралитета Швеции. 

Дальнейшая судьба картины "Купание красного коня" сложилась так, что практически вся жизнь автора прошла без его шедевра. Но красный конь глубоко запал в душу и сердце художника. К образу красного коня он обращался неоднократно.

В 1919 году Кузьма Сергеевич создаёт рисунок "Первое мая" для обложки журнала "Пламя". Крылатый конь и всадник в образе ангела стремятся к новой жизни, ожидающей Россию, когда "…неузнаваемо хорош станет хозяин, народ Земли русской!... Жалкие клоповники-деревни зацветут садами и любовью к труду свободному. Каждый узнает в себе человека…" (из письма матери 25-25 марта 1917).

В собрании В.В. Стрекалина находится акварельный эскиз композиции для календаря, выполненный в 1923 году с изображением юноши на красном коне.

В 1925 году К.С. Петров-Водкин пишет картину под названием "Фантазия" (Холст, масло. 50х64,5 ГРМ). Красный конь с всадником летят над землёй в светлое будущее, в которое так верил художник. 

Судьба работ сильно волновало К.С. Петрова-Водкин, он не перестаёт думать о возвращении своих работ на родину. Елена Кузьминична вспоминала о последних днях отца: "… Мы с мамой сидели в больнице у отца, он долго был погружён в размышления, затем обратился к маме: "Что бы ни случилось со мной, я прошу тебя обещать мне, что не оставишь на произвол судьбы мои работы, ты в силах хорошо позаботься о них!" - сказал он, не то утверждая, не то спрашивая. Мама обещала, что исполнит его волю" ("Е.К.Дунаева "Прикосновение к душе").

Верная обещанию, жена-француженка, не поддалась уговорам шведских властей – продать картину своего мужа "Купание красного коня", а приложила все усилия и упорство для возвращения десяти работ мужа в Россию. В фондах Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им.А.Н. Радищева) хранится письмо Любови Михайловны Эренбург (1900-1970), жены писателя Ильи Григорьевича Эренбурга (1891-1967), с которыми Петровы-Водкины были дружны, из которого следует, что судьба картин Петрова-Водкина была им тоже не безразлична:

"Многоуважаемая Мария Фёдоровна, как раз недавно вспоминала Вас и не знала, как Вас найти, так как Илья Григорьевич обнаружил в Швеции большую коллекцию картин Кузьмы Сергеевича. Они находятся в нашем посольстве в Стокгольме. И.Г. сейчас нет в Москве, он в Праге, как только он вернётся – мы подумаем, как Вам получить картины оттуда и из Парижа, к кому нужно будет обратиться. Я знаю, что в прошлом году П.П. Кончаловский получил свои картины, застрявшие до войны в Париже. <…> я очень дорожу воспоминаниями о Кузьме Сергеевиче и горжусь тем, что он дружески относился ко мне". К сожалению, письмо не датировано, но предположительно, именно это сообщение помогло Марии Фёдоровне наладить связи с нужными людьми по вопросу возвращения картины в Россию. Только благодаря поистине неукротимой энергии и воли этой женщины в 1950 году работы К.С. Петрова-Водкина вернулись на родину, заняв своё место в отечественной и мировой культуре. 

В 1953 году Мария Фёдоровна продала "Купание красного коня" в частную коллекцию известной ленинградской собирательницы Казимиры Константиновны Басевич. В 1961 году Третьяковская галерея получила в дар часть вещей из коллекции К.К. Басевич, среди них было полотно К.С. Петрова-Водкина "Купание красного коня".

В настоящее время картина занимает почётное место в экспозиции "Искусство ХХ века" в Третьяковской галерее на Крымском валу. "Купание красного коня" принимало участие во многих международных выставках: в Киото (Япония), во Франции - "Москва-Париж", "Традиция и поиск", в Америке - выставках в Миннеаполисе, в Вашингтоне и других. В последнее время выставка экспонатов из собраний Третьяковской галереи (в том числе и "Купание красного коня"), Русского музея, Эрмитажа, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проводилась сначала в Дюссельдорфе (сентябрь 2007- январь 2008), затем в Лондоне (январь-апрель 2008).

Дальнейшую судьбу картины художник тоже предвидел, когда писал своему покровителю и другу Р.Ф.Мельцеру: "За творчество платит история воспоминаниями".

Настоящее произведение искусства обращено к вечности…

В.И.Бородина, директор Художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина

С.В.Белозёрова, научный сотрудник Художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина

ЧАСТЬ 1

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"