Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Коллекция произведений Р. Фалька в собрании Радищевского музея. Цикл «Искусствовед рассказывает»

05.04.2017
  • Р.Р. Фальк "Речной пейзаж"

По материалам статьи Е.И. Водоноса

«Русский авангард в собрании Радищевского музея»

В Радищевском музее коллекция произведений Роберта Фалька складывалась не сразу. О её формировании и об отдельных шедеврах художника рассказывает историк искусства Ефим Исаакович Водонос.

Роберт Фальк был последовательным приверженцем творчества Сезанна. Его искусство не столь стихийно и мощно как у старших товарищей, но оно и не так обдумано и логически выстроено, как творчество Куприна. Фальк непосредственней и лиричнее, зависимее от изначального натурного восприятия, даже при заметном его преображении.

Его «Пейзаж с парусной лодкой» (1912) вполне соответствовал духу экспозиций раннего «Бубнового валета». Он привлекает острой эмоциональностью, обобщённостью форм и цвета, смелостью общего восприятия мотива. Сезаннистское подчёркивание объёма и структуры всех форм не ведёт здесь к схематизации: оно обогащается яркостью и полнотой ощущения жизни, которая так подкупает в наивной цельности детского рисунка. Именно экспрессия доверчиво-удивлённого взгляда на мир, первоначального его узнавания оправдывает и смелые пластические деформации, и резковатую контрастность упрощенного цвета. В картине нет никакой нарочитости – основная её интонация подсказана самим мотивом, первичный импульс шёл от него.

В «Конотопских девушках» (1912) монументальность фигур не заслоняет самостоятельной роли пейзажа, усиливающего лирическое звучание темы. Фальк не захвачен здесь эмоциональным натиском «Пейзажа с парусной лодкой». Нет и такого увлечения упрощенностью рисунка и цвета. Это пример крепкой ритмической организации холста, музыкальной слаженности, которые отличают фальковскую живопись уже зрелой поры.

Живописец стремился передать цветом не только материальность и объём, но и сделать цвет пространственно выразительным. Эти черты особенно наглядно проявились в серии его крымских пейзажей, к числу которых относится картина «Турецкие бани в Бахчисарае» (1915). Выявление структурных элементов в самом мотиве, а не навязывание ему готовых конструкций; не нарочитая «кубизация», а живописная пластика формы, цветовое обобщение реальных красок мотива, но без увлечения форсированным цветом – таков путь Фалька к обретению на сезанновском направлении собственной тропы.

Вообще «рецидив подражательности», якобы охвативший русскую живопись того периода, преувеличен критикой. Московские сезаннисты при более пристальном взгляде оказываются очень уж русскими. Но это заметнее с временной дистанции. Своему увлечению кубизмом Фальк нашёл в зрелые годы убедительное объяснение: «… я стремился сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность». Это подтверждает стилистика его «Автопортрета на фоне окна» (1916). Подчёркнутая угловатость фигуры и лица – не только средство акцентировать слагаемые формы, но также способ эмоционального обострения: она усиливает контраст внешней статики и сильного внутреннего напряжения. Чувство нарастающей тревоги, с трудом сдерживаемый эмоциональный напор – вот программа «лирического кубизма» полотна, написанного под занавес раннего периода его творчества.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры