Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Красота, рожденная морем…». Резная икона на перламутре из собрания Радищевского музея. Цикл «Искусствовед рассказывает»

06.03.2018
Автор: 
Научный сотрудник отдела русского искусства Богатырева Ольга
  • «Красота, рожденная морем…».  Резная икона на перламутре из собрания Радищевского музея. Цикл «Искусствовед рассказывает»

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

В собрании Радищевского музея хранится икона, выполненная на перламутровой раковине. Она входит в коллекцию из шестнадцати икон и крестов, изготовленных в редкой сейчас технике резьбы по перламутру.

С древних времен перламутр использовали для изготовления предметов декоративно-прикладного искусства и религиозного культа. Обладая рядом достоинств – красочными радужными переливами, пластичностью, мягкостью, доступностью – он завоевал себе славу одного из самых изысканных поделочных материалов.

Резьба по перламутру имеет свою историю и традиции. Способы обработки раковин с течением времени менялись и совершенствовались. Однако сейчас, как сотни лет назад, все резные работы осуществляются вручную, поэтому каждое изделие является неповторимым.

Главными местами добычи перламутровых раковин являются Персидский залив, Красное море, острова Тихого и Индийского океана. В Россию они стали ввозиться в конце XVIII – XIX веках в виде памятных предметов – евлогий, напоминающих о паломнических путешествиях на Святую землю. Привезенные издалека резные перламутровые образа и кресты свято чтились, оберегались, передавались по наследству.

К числу таких евлогий относится резная четырехчастная икона с композициями из рождественского цикла, положившая начало музейному собранию культовых христианских предметов на перламутре. Она поступила в музей в 1887 году как дар Александра III в числе 50 экспонатов, отобранных из Императорского Эрмитажа для Радищевского музея.

Ранее икона принадлежала коллекции Московского Голицынского музея, основанного в 1865 году князем М.А. Голицыным, дипломатом, писателем, знатоком изобразительного искусства. Коллекция этого музея создавалась несколькими поколениями семьи и включала в себя библиотеку, произведения античного искусства, западноевропейской живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XV-XIX веков. В 1886 году собрание Голицыных было приобретено Императорским Эрмитажем.

Резная подвесная икона на перламутре из Радищевского музея небольшая по размеру (18,1х16,3), округлой формы, с навершием выполнена в техниках резьбы и гравировки на выпуклой стороне раковины молочно-белого оттенка.

Подбор иконографий и их расположение на поле иконы указывает на события, связанные с Рождеством Христовым. Всё пространство иконы делится на четыре равных клейма. В верхнем ряду: клейма "Поклонение волхвов" (слева) и "Рождество Христово" (справа); в нижнем ряду – "Избиение младенцев" (слева) и "Бегство в Египет" (справа). Расположения фигур Богородицы и Младенца в клеймах верхнего ряда отличается от принятых в православной традиции. Кроме того, важной атрибуционной деталью являются надписи на иконе, выполненные в технике гравировки на латинском языке: под клеймом «Поклонение волхвов» написано – «ENTRANTES MAGI» (Входящие (пришедшие) волхвы) и на ленте в руках ангела в клейме «Рождество Христово» – «GLORIA IN EXCELSIS DEO»(Слава Всевышнему Богу). Эти надписи и характер изображения святых свидетельствуют о том, что мастер-резчик был приверженцем неправославного вероисповедания, что было характерно для Палестины XIX века, так как изготовлением евлогий занимались не только местные мастера, но и переселенцы из других стран.

Некоторые особенности резьбы: гладкий фон иконы и такая же широкая замкнутая обводная полоса по краю раковины, отсутствие подготовительного рисунка – являются характерными композиционными приемами работы иерусалимских мастеров середины XIX века. А тщательная проработка деталей позволяет говорить о высоком профессионализме автора произведения.

Таким образом, четырехчастная икона с композициями из рождественского цикла принадлежит к числу редких сохранившихся примеров резьбы по перламутру палестинских мастеров XIX века. Наследуя традицию, современные евлогии уступают по качеству реликвиям из прошлого. Тем ценнее такие памятники, как икона на раковине из собрания Радищевского музея. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"