Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Часослов» – «жемчужина» книжной коллекции Радищевского музея. Цикл «Книжные сокровища»

28.02.2018
Автор: 
Чертилина О.В.

Часослов – домашний молитвенник – появился в Западной Европе в XIII веке, однако, особенное распространение он получил в XIV-XV веке, в связи с ростом грамотности. Часословы изготавливали в ремесленных мастерских всех стран Европы, но наибольшей популярностью пользовались французские и фламандские. Как правило, они украшались миниатюрами. Структура и состав часослова могли меняться, за исключением расположенного в начале книги обязательного календаря на каждый день с именами святых и, чаще всего, со сценами трудов и развлечений в разные времена года. За ним обычно следовали извлечения из Священного писания, псалмы, гимны, молитвы утренние и вечерние, для любого случая и часа церковной службы. Своё название Часослов получил от специальных молитв, читаемых в определённый час в честь Девы Марии – «Часов Девы Марии».

В библиотеке Радищевского музея хранится замечательный образец подобного рода изданий – «Часослов или церковные службы» (Livre d’Heures ou offices de l`eglise. Paris. Alex. Guilbert, Libraire), опубликованный в 1843 году под руководством почетного каноника из Лангра (Langres) аббата Шарля Гийома Берольта де Бийе (abbé Charles-Guillaume Berault des Billiers (1800(1805)-?). Книга отпечатана в Париже Эженом Дюверже (Eugène Duverger) на французском языке, шрифтом, стилизованным под готический, и имеет традиционный набор текстов. Примечательно, что в конце книги размещены три гимна на латинском языке и есть специальный лист, где владелец мог сделать записи о двух важных событиях в жизни каждого верующего: первом причастии и венчании.

Часослов помещён в кожаный переплет в «кружевном стиле» («à la dentelle») с лёгкими ажурными рамками золотого тиснения на внешней и внутренней стороне переплётных крышек и золочёным обрезом, мягкими переливами ткани «муар» на форзацах и ляссе (закладкой) из шёлка.

Золотое тиснение внизу корешка: Niédrée свидетельствует о том, что создан он в мастерской знаменитой династии французских переплетчиков. Великолепные переплеты Жана-Эдуарда Ньедре (Jean-Edouard Niédrée. 1803-1854) отличались изысканной красотой и высоким качеством.

В 1844 году он получил серебряную медаль за переплеты в стиле эпохи Возрождения и Людовика XIV. После его смерти мастерская перешла к вдове (до 1860 года), затем к зятю Жану-Филиппу Белзу, который удалился от дел в 1880 году.

Редкий по красоте оформления музейный экземпляр часослова поражает обилием миниатюр. Типографский текст на каждой странице оформлен в свою, не похожую на другую, орнаментальную рамку, бордюр или угол и дополнен сюжетными миниатюрами тончайшего рисунка, раскрашенными от руки нежной гуашью и щедро декорированными позолотой. Издание сопровождают превосходные орнаментальные и фигурные инициалы. Для защиты миниатюр от неосторожного прикосновения перед каждой страницей располагается лист папиросной бумаги – папье-плюр. Кроме малых миниатюр, искусно вписанных чаще всего в цветочный или лиственный орнамент рамки, 3 миниатюры даны почти в лист величиной. Это – фрагменты из византийской рукописи IX века со сценой «Вознесение», из рукописи XV века со сценой «Рождество Христово» и из рукописи 1-й половины XIV века из «Часослова Герцога Беррийского» со сценой «Обручение Девы Марии».

Особое внимание обращает на себя яркая, насыщенная по цвету миниатюра из богородичного цикла «Обручение Девы Марии».

Её композиция отличается простатой и ясностью построения: на фоне интерьера храма изображена толпа горожан, в центре – священник Иерусалимского Храма, соединяющий руки Марии и её престарелого жениха плотника Иосифа. Нарядную Марию сопровождают подруги и монахиня из Иерусалимского храма, в котором воспитывалась Мария. За спиной Иосифа расположились неудачливые женихи. Миниатюру обрамляет широкая рамка-заставка из цветочных гирлянд с малой миниатюрой внизу – играющий на барабанах мужчина, символизирующий всеобщую радость.

Выполнена миниатюра по одному из часословов Герцога Беррийского.

Жан I Великолепный Герцог Беррийский (Jean I de Berry, le Magnifique. 1340-1416), сын французского короля Иоанна II Доброго, страстный коллекционер и меценат, получивший прозвище «короля часословов». Он владел значительной по тем временам библиотекой в 300 томов, а коллекция религиозных книг герцога была одной из самых многочисленных и роскошных по оформлению. По заказу герцога и под его наблюдением были созданы несколько часословов, богато иллюминированных разными мастерами: «Брюссельский часослов» («Très Belles Heures». Королевская библиотека. Брюссель), «Прекрасный часослов Богоматери» («Très Belles Heures de Notre Dame» Национальная библиотека. Париж), «Большой часослов» («Grandes Heures». Национальная библиотека. Париж), «Прекрасный часослов» («Belles Heures». Метрополитен-музей. Нью-Йорк), «Малый часослов» («Petites Heures». Национальная библиотека. Париж) и самый знаменитый «Великолепный или Роскошный часослов» («Très Riches Heures du Duc de Berry. Шантийи. Музей Конде).

К сожалению, не удалось установить из какого именно часослова эта миниатюра, но, несомненно, одного из хранящихся ныне в Национальной библиотеке Парижа. На титульном листе книги указано, что все иллюстрации для данного издания созданы мадемуазель A. Гилберт (Mlle A. Guilbert) по рукописям IX-XIV века из Королевской библиотеки Франции, которая в настоящее время носит название «Национальная библиотека Парижа».

Королевская библиотека Франции, одно из богатейших книжных собраний мира, долгое время была личной библиотекой французских королей. В XIV веке король Карл V Мудрый (правил в 1364-1380 годах) начал собирать рукописи, часто заказывая их переводы для личной библиотеки. Традиция была продолжена целой вереницей королей: Людовик XI, Франциск I, Генрих II и многие другие. В XVI веке королевская библиотека была открыта для посетителей, преподавателей и студентов Сорбонны. С течением времени менялись её названия: королевская, императорская, национальная. Регулярно пополнялся и её фонд. На сегодняшний день Национальная библиотека Парижа является самой крупной библиотекой Франции (более 30 000 000 печатаных изданий и рукописей).

Уникальный памятник книжного искусства «Livre d’Heures» из коллекции Радищевского музея даёт прекрасное представление о средневековых рукописных часословах, которые уже несколько столетий вызывают неизменный интерес, притягивая взгляд к мельчайшим деталям миниатюр, приглашая насладиться сочностью и яркостью красок, испытать удивление и восхищение мастерством художника и переплётчика.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"