Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Младенец Христос и Иоанн Креститель. Копия с Петера Пауля Рубенса начала XVIII века. Цикл «Оригинал. Копия. Подделка. Готовимся к выставке вместе»

16.11.2017
Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

Картина Питера Пауля Рубенса «Младенец Христос и Иоанн Креститель» написанная в 1616-1618 годах, не сохранилась. Она была утрачена уже в XVII веке. Представление о ней можно получить только по гравюре немецкого мастера Кристофера Йегера (1630-е годы) и многочисленным живописным копиям, сделанным учениками и последователями Рубенса.

В Евангелии не упоминается о встрече Христа и Иоанна Крестителя в младенческом возрасте – об этом рассказывается только в христианских преданиях. Согласно легенде, Святое Семейство, возвращаясь из Египта, остановилось у Елизаветы, двоюродной сестры Девы Марии, матери Иоанна. Иоанн и Иисус играют с ягненком, символизирующим будущую жертву Христа и ставшего атрибутом Крестителя («Смотри, вот агнец божий, который берет на себя грехи мира». Иоанн 1,29).

Сцена изображена на фоне лесного пейзажа с пещерой в скалах. Древесный пень напоминает о словах Иоанна Крестителя, обращенных к фарисеям («всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Матфей 3,10; Лука 3,9).

Конечно, гравюра К. Йегера, будучи другим видом искусства, имеет ряд соответствующих отличий (выполнена как зеркальное отражение картины, не дает представления о ее колорите). Однако иконографически и композиционно именно она считается наиболее близкой пропавшему оригиналу, так как заказана самим П.П. Рубенсом. Многочисленные повествовательные детали рассказывают о будущей драме – жертвенном подвиге Иисуса Христа и Иоанна Крестителя (его считают предшественником, «Предтечей» Христа), предательстве тех, кто встал на сторону дьявола; смерти, Воскресении.

О колористическом решении пропавшей картины П.П. Рубенса дают представление многочисленные повторения его учеников и последователей. Среди них – картина из фондов Государственного Эрмитажа, две композиции из собрания прусского короля Фридриха Великого (Сан-Суси в Потсдаме), многие другие – примеры можно приводить бесконечно. Эти живописные копии несколько отличаются друг от друга деталями, но все они изображают солнечный день, с ясным голубым небом, зеленью листвы и травы. 

Сегодня мы увидели три варианта повторений пропавшей картины Рубенса. Гравюра – особый, единственный для XVII века тиражный вид воспроизводства оригинала. Повторим, она была заказана К. Йегеру самим П.П. Рубенсом с целью популяризации своей живописной композиции, поэтому, насколько это возможно в другой технике, точно ей соответствовала. Историю создания эрмитажной копии мы не знаем – скорее всего, она была заказана кем-то из коллекционеров (при отсутствии оригинала качественная копия считалась вполне адекватной заменой, и, в частности, повторения картин Рубенса украшали стены многих европейских дворцов). Возможно также, что копия была сделана с учебной целью – копирование всегда считалось лучшей школой мастерства. 

Однако вернемся к копии Радищевского музея. Как видим, она значительно отличается от всех других известных повторений. Художник отказался от многих изображенных Рубенсом иконографических деталей. Смысл сцены он стремится передать только живописными приемами. Вместо летнего солнечного дня показывается предгрозовое состояние природы, когда фигуры и часть пейзажа словно выхвачены светом молнии. Это создает тревожное, даже какое-то мистическое настроение. Такое люминесцирующее освещение часто встречается в испанской живописи ХVII – ХVIII веков. Его традиция восходит к изображению «видений», когда участок неба является одновременно источником света божественного и природного – здесь можно вспомнить картины Эль Греко. Для испанцев второй половины ХVII века характерны обобщенность и декоративность пейзажного фона, монохромность, некоторая мрачноватость колорита.

Предположение об авторстве испанского мастера подтверждают технологические данные (были проведены рентгенографирование, микроскопическое исследование, химических анализ грунта и красочных слоев). О методах исследования мы расскажем в наших последующих публикациях, здесь отметим только самый информативный в данном случае факт – состав красочных слоев, в которых присутствует гипс, характерен именно для испанской живописной школы.

Это предположение подтверждается и сведениями из истории искусства: изображения Иисуса и Иоанна Крестителя в младенческом возрасте пользовались чрезвычайной популярностью в Испании XVII – первой половины XVIII века, а в 1703 году в собрании испанского короля Карлоса II во дворце Сарсуэла в Мадриде находился вариант композиции Рубенса «Младенец Христос и Иоанн Креститель с агнцем». Именно там, по ее образцу, видимо, была выполнена творческая, свободная копия из собрания Радищевского музея.

«Свободное» копирование представляет собой важное и интересное явление искусства. Чем крупнее мастер, тем интереснее его интерпретация взятой за образец работы. Так, наверное, самой знаменитой свободной копией с П.П. Рубенса является «Охота на львов», выполненная в XIX веке другим великим художником – романтиком Э. Делакруа (Бостон, Музей изобразительных искусств).

Художественная и историческая ценность работы из собрания Радищевского музея несомненна. Живописную манеру мастера отличает динамизм в композиционном построении пространства, экспрессия света, энергия красочного мазка. Испанский художник, работающий в начале XVIII столетия, не подражает манере Рубенса, а свободно, в эстетике своей национальной школы интерпретирует его известную композицию. 

Детализация изображения

1.белокурая головка Младенца Христа – символ Света

2.одеяние из звериных шкур Иоанна Крестителя – знак будущего отшельничества

3.ягненок – символ будущей жертвы Иисуса и атрибут Иоанна Крестителя

4. убегающая ящерица – олицетворение дьявола

5.засохший ствол – символ смерти,

6.щегол – символ Воскресения

7.летящая птица – воплощение души

8.олень – персонификация Иисуса

9.волк – олицетворение дьявола

10.чертополох в данном контексте – олицетворение дьявола (единственный цветок, расцветший во время распятия)

11.цветущие кувшинки - символ души после крещения

12.лягушка (согласно древнему поверью, обладающая способностью самовозрождения) – символ Воскресения

13. плющ – символ вечности


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры