Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Божественное величие в церковном благолепии. Богослужебное облачение архиепископа Саратовского и Вольского Пимена на выставке "Великолепие российского священства" в Радищевском музее

27.06.2019
Автор:  Богатырева Ольга Анатольевна

В экспозиции проходящей в Радищевском музее выставки "Великолепие российского священства" наряду с различными уникальными произведениями церковного искусства представлено также несколько мемориальных предметов, принадлежащих выдающемуся деятелю Русской православной церкви архиепископу Саратовскому и Вольскому Пимену (Хмелевскому) (1923-1993).

Возведение в сан епископа стало важнейшим событием в жизни архимандрита Пимена, так как налагало на него, как на архипастыря, огромную ответственность за паству в сложном многонациональном и отдаленном от центра России регионе. Дневниковые записи запечатлели моменты сомнений будущего архиепископа в своих силах "перед высотой архиерейского служения"[1]. Однако позднее там же появится запись: "...Такое впечатление, будто всегда жил в Саратове и всегда был Саратовским епископом"[2].

Прибыв в город Саратов в 1965 году, владыка Пимен более 28 лет оставался бессменным главой большой ввереной ему епархии[3]. Колоссальный опыт руководящей работы, приобретенный им ранее на посту начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1955-1957), затем с 1957 года в качестве наместника Троице-Сергиевой Лавры, а также природные качества его характера: стойкость, упорство, верность христианским заветам и собственным принципам, - помогали архиепископу Пимену справляться с трудностями сложного периода жизни церкви при советской власти. Жестокие гонения на церковь со стороны правительства владыка Пимен воспринимал как личную трагедию, о чем свидетельствует сделанная им запись в дневнике: "В Церковь меня привело восхищение перед красотой, которую я, будучи ещё ребёнком, видел, посещая храмы с матерью. Потом пришли годы, когда Церковь стали преследовать, церковнослужителей и сами храмы уничтожать, а иконы, собранные в громадные кучи, сжигать. При виде всего этого крепло во мне чувство — защитить эту красоту, отдать вере жизнь и связать с ней свою судьбу навсегда и бесповоротно"[4].

С приходом архиепископа Пимена на Саратовскую кафедру церковная жизнь в регионе стала постепенно меняться к лучшему. Его стараниями церкви были возвращены закрытые приходы и Свято-Алексеевский скит женского монастыря (г. Саратов), отреставрирован Свято-Троицкий кафедральный собор (г. Саратов), в 1992 году возобновила свою работу Саратовская православная духовная семинария, были открыты многочисленные приходские школы, налажено общение со старообрядческими общинами и т.д.

Несмотря на тяжелое бремя архиерейского служения, необычайно деятельный и трудолюбивый человек, владыка Пимен, находил время для внутреннего духовного саморазвития и образования. В художественной среде он снискал себе известность и уважение, как тонкий ценитель и знаток классической музыки, имел обширную в несколько тысяч экземпляров библиотеку и фонотеку, интересовался историей и искусством, русской и зарубежной литературой, увлекался филателией, городошным спортом и составлением атласа грибов.

Круг общения архиепископа Пимена был так же широк, как и его интересы. Природное обаяние, особенные гармония и цельность личности саратовского архипастыря привлекали к нему людей самых разных профессий, со многими из которых он поддерживал долгие годы дружеское общение. Жизнь культурного, интеллигентного, образованного, верного христианским заповедям архиепископа Пимена стала для нескольких поколений образцом и живым воплощением "жизни во Христе".

Владыка Пимен за долгие годы служения был удостоин различных наград: ордена Святого равноапостольного великого князя Владимира I степени, ордена Преподобного Сергия Радонежского I и II степени, ордена святого Даниила Московского I и II степени. Кроме отечественных архиепископ Пимен имел многочисленные награды других Православных Поместных Церквей.

Сейчас память об удивительном архипастыре бережно хранит музей истории Саратовской митрополии, где экспонируются различные мемориальные предметы, принадлежавшие владыке Пимену, в том числе представленное на выставке в Радищевском музее полное архиерейское облачение, в котором 10 января 1965 года в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен был рукоположен в сан епископа Саратовского и Волгоградского. Судя по сохранившимся фотоархивам, в этом же облачении архиепископ Пимен 21 апреля 1970 года присутствовал на похоронах рукоположившего его Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Это необыкновенное совпадение, возможно, объясняют огромные трудности, которые претерпевает церковь в советской России.

С древних времен зримое воплощение на земле великолепия и величия Небесного Царства верующие старались передать сооружением храмовых ансамблей, устроением их внутренних интерьеров, созданием убранства храма и церковных облачений священства. Облачение священнослужителей в особые одежды является обязательным элементом богослужения в церкви. Эта традиция имеет древние библейские корни и неразрывно связана с традицией святого таинства рукоположения (греч. "хиротония"), которая восходит к апостольскому времени. Дарование возможности христианину непосредственно участвовать в священнодействиях (диаконы) или же самому совершать церковные таинства (священники, епископы) передается путем возложения рук на голову правящим архиереем. В этом заключается главный сакральный смысл таинства хиротонии. В свою очередь обряд рукоположения предполагает проведение за Божественной Литургией последовательной церемонии, в круг которой входит также облачение в новые соответствующие сану хиротонисуемого одеяния.

Символическое значение богослужебных одежд понимается как преображение для торжественной встречи с Богом. Таким образом, церковные облачения священнослужителей должны напоминать верующим о праведности и чистоте души, необходимых для этой встречи.

Экспонируемое на выставке традиционное для господствующей Русской Православной церкви архиерейское облачение владыки Пимена представляет собой комплект из нескольких обязательных предметов: саккоса, подсаккосника, епитрахили, пояса, омофора, поручей, палицы. Каждый элемент облачения имеет свою древнюю историю, традицию и символическое значение.

Все элементы облачения, кроме подсаккосника, выполнены из одной ткани: золотистого цвета плотной шелковой парчи с затканным в тон основы сложным узором, одним из элементов которого является традиционный христианский символ - крест в круге с греческими надписями в междукрестии – IС ХС и NIKA. Золотой сияющий цвет в понимании верующих являлся царским цветом и символизировал силу Небесного Царства. Золотые ризы обычно использовались на воскресных богослужениях, а так же в дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, благоверных царей и князей и на Лазареву субботу.

Удивительный эффект сочетания тканей передается путем использования мелкоузорчатой золотистой парчовой ткани в декоративной обработке нашивных символических деталей облачения. В этом же контексте употребляется аппликация из шнура разной величины для создания крестов и вифлеемской звезды, а также шелковая бахрома, исполненная швом "в прикреп", в отделке некоторых элементов архиерейского одеяния. Аналогичным образом изготовлены и другие предметы облачения: омофор, поручи, пояс и палица. В отличие от них подсаккосник выполнен из фактурной однотонной парчовой ткани в цвет саккоса с вышитым цветными нитями гладью растительным орнаментом по подолу.

Исторически сложилось так, что вплоть до конца XVIII века в России парчовая ткань была привозной с Востока, а впоследствии из Европы, и имела широкое назначение. С начала XIX века стало налаживаться отечественное производство однотонной и орнаментальной парчи, в том числе со сложными крестчатыми узорами, предназначенными только для церковного обихода. Угасание церковной жизни в период становления советской власти сопровождалось ликвидацией производства тканей с христианской символикой, поэтому к середине XX веке они снова становятся завозными, преимущественно греческими. Скорее всего, архиерейское облачение владыки Пимена также выполнено в России в середине XX века из греческой крестчатой парчовой ткани, производство которой продолжается и сегодня.

Мастерски выполненное в рамках канона архиерейское облачение свидетельствует о высоком уровне профессиональной подготовки мастеров. Умелое достижение ими гармонии внешней формы и внутреннего содержания, посредством использования различных технических приемов говорит об удаче в создании традиционного и вместе с тем индивидуального, уникального церковного облачения. Возможно, создается впечатление некоторой сдержанности образа, по сравнению с роскошными церковными ризами предыдущих эпох, однако поставленная цель: показать благолепие и высоту служения архиерея, - мастерами достигнута превосходно.

Исследование фотоматериалов, посвященных церковным богослужениям русских архиереев в 60-70-х годах XX века, показало, что похожие по исполнению церковные облачения, подобно облачению архиепископа Пимена, были широко употребляемы в церковном обиходе в этот период времени.

Комплект облачений дополняет головной убор архиерея - митра, которая по древней византийской традиции символизировала императорскую власть. По преданию с 1453 года первым стал использовать митру в своем облачении, как и саккос, Константинопольский Патриарх. Митра у русских архиереев взамен архиерейской шапки (камилавки) с опушкой появляется только во второй половине XVII века после реформы Святейшего Патриарха Никона. Митра архиепископа Пимена выполнена в России во второй половине ХХ века. Для ее создания мастерами использовались разнообразные материалы: шелк, стразы, жемчуг, перламутр и парчовая ткань.

На выставке также представлен архиерейский посох с навершием в виде восьмиконечного креста и двух взаимно обращенных друг к другу главами змей, символизирующий высшую пастырскую власть и мудрое управление паствой. Изменение формы навершия жезла было продиктовано реформами Патриарха Никона и его обращением к греческой традиции. Стержень жезла разделен на равные части сферами (яблоками) и украшен у основания навершия сулоком, двойным платком из шелковой парчи с орнаментом, символической вышивкой и бахромой. Выполняя первоначально утилитарную функцию: предохранение руки пастыря от мороза, - впоследствии сулок стал отличительным элементом русского архиерейского посоха.

На выставке экспонируется наградная панагия (греч. "всесвятая") архиепископа Пимена с изображением Божией Матери с Младенцем, украшенная полудрагоценными камнями, эмалью и сканью, преподнесенная «В память 60-летия восстановления патриаршества в Русской православной церкви. 1917-1977». По преданию традиция ношения панагии с частицами различных святынь появилась еще в апостольское время. Однако со временем панагия утратила вид ковчежца (хранилища реликвий) и сделалась небольшой круглой иконой, носимой на груди, как знак архиерейского достоинства. Музей истории Саратовской митрополии обладает целым рядом наградных панагий владыки Пимена, требующих отдельного научного исследования.

Разумеется, рассказ о жизни архиепископа Пимена, выполненной им великой миссии пастора, значении его деятельности для потомков не ограничивается рамками этого сообщения. Собственным примером и самоотверженным трудом русские архиереи, подобно владыке Пимену, несут огромную пользу людям, показывая, как нужно сохранять традиции, веру и живое христианское учение, независимо от времени и обстоятельств. В этом заключается достоинство и величие русского священства. А произведения, представленные на выставке "Великолепие российского священства" помогают это лучше понять и осознать.

Автор выражает благодарность и искреннюю признательность В.В. Теплову за консультацию и помощь в поисках материала.


[1] Пимен (Хмелевский), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Саратовская епархия. Часть 1: 1965-1984 / Сост. мон. Иулиания (Самсонова); вст. статья В.В.Теплов. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. С. 29.

[2] Там же. С. 6.

[3] До 1991 года епархия охватывала Саратовский и Волгоградский регионы.

[4] Пимен (Хмелевский), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Русская духовная миссия в Иерусалиме: 1955-1957.-Саратов:Изд-во Саратовской епархии, 2008. С.8.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"