Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира. «Отблеск заката» из собрания Нижегородского государственного художественного музея

31.08.2020
Автор:  Похазникова Ирина Сергеевна

При поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея

Неспешное шествие двух женских фигур в старинных нарядах на фоне монументально решённого вечернего пейзажа – так можно описать картину «Отблеск заката» (1904). Этот сюжет Виктор Борисов-Мусатов обыгрывает в нескольких произведениях 1904 года, продолжая и развивая тему, найденную в «Прогулке при закате», написанной годом раньше. Вид усадьбы Зубриловка сменяется ансамблем другой усадьбы «Введенское», расположенной в Звенигородском уезде (ныне Московская область, Одинцовский район).

Имение Введенское считалось одним из красивейших в Подмосковье. Усадебный комплекс был создан в конце XVIII века для князей Лопухиных по проекту одного из самых неординарных представителей Российского Просвещения – Николая Александровича Львова (1753-1803), художника, баснописца, переводчика и либреттиста, архитектора и археолога, основоположника пейзажного стиля в русском садово-парковом искусстве. Ансамбль во Введенском современники назвали «зеркалом души века, быта русского». За время своего существования усадьба сменила нескольких знаменитых и знатных владельцев, среди которых была и семья ценимой Мусатовым художницы Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер (1870-1902).

В 1904 году усадьбу на лето снимали Татьяна Семеновна и Андрей Акимович Шемшурины – чета, близкая семье художника. Во Введенском собрался большой круг друзей и единомышленников, в том числе и Виктор Борисов-Мусатов с младшей сестрой Еленой и женой Еленой Александровой. Просторная усадьба превратилась на время в «летний салон». Гостивший в имении в то время художник Николай Холявин вспоминал, что во Введенском «собралось много художников, артистов и особенно много барышень. Время проводили очень весело, и В.Э. [Виктор Эльпидифорович] часто являлся любимым собеседником этой, хорошо ему известной, молодежи. В имении был огромный старинный барский дом в стиле empire (прежде принадлежавший Якунчиковой, где ею была написана колоннада, ныне находящаяся в Третьяковской галерее), громадные, стильно расположенные цветники и старый парк. Все это, несомненно, было близко Мусатову, его жанру, столь ярко определившему его впоследствии».

Холявин неслучайно упомянул особый «жанр» в творчестве своего товарища, подразумевая под ним желание художника вырваться за плоскость холста, уйти за пределы станковой живописи. Действительно, 1904 год для Виктора Борисова-Мусатова – время, когда воплощаются его монументально-декоративные устремления. В то лето живописец начинает работать над двумя циклами фресок – для здания Московского управления электрической тяги и особняка А.И. Дерожинской. Впечатления, полученные им во Введенском, становятся прекрасным натурным материалом, переосмысленным через призму монументальности и декоративности. Для реализации своих замыслов художник организует костюмированные шествия, красочно описанные наблюдавшим за ними Николаем Холявиным: «На лето он [Борисов-Мусатов] привез с собою стильные костюмы, которыми думал воспользоваться. Обстановка была, действительно, подходящая и В.Э. попросил барышень позировать ему. Началось переодевание, завивка и наконец, вся компания отправилась в сад. Зрелище было очень своеобразно: среди колонн, среди цветов и газонов В.Э. ставил свою стилизованную натуру и фотографировал. Получалось полное воспроизведение эпохи». Серия фотоэтюдов, сделанная во Введенском, послужила в дальнейшем источником для нескольких многофигурных композиций Виктора Борисова-Мусатова. Среди них и полотно «Отблеск заката», хранящееся в собрании Нижегородского государственного художественного музея.

Образы на картине ритмически слаженны и образуют гармоничное глубоко лирическое сочетание: две небольшие женские фигуры на переднем плане на фоне естественных кулис из деревьев парка и закатного неба с крупными облаками. Усадебный дом, расположенный на вершине холма, оказывается точкой, к которой устремляются все линии полотна. Это художественное решение создает особый оптический эффект условности и двухмерности пространства произведения, словно у стенной росписи. К картине был написан лёгкий акварельный этюд «Дом во Введенском», хранящийся в Государственном Русском музее.

Все мотивы «Отблеска заката» рифмуются между собой, образуя сложные комбинации, рефрены и повторы: округлые формы женских одежд и сглаженные, закругленные контуры деревьев; бархатистая поверхность облаков и шелковая гладь травы, созвучная фактуре платьев героинь. Ритмы линий и цветовых пятен, а также силуэты предметов играют в работе важнейшую роль. Пространство на полотне словно распадается на слои, где каждый предшествующий покров, как занавес, приоткрывает следующий за ним. Композиционная целостность картины, её пластические решения обладают удивительной глубиной эмоционального состояния, силой психологического воздействия на зрителя.

В женских образах, изображённых на картине, скорее угадываются, чем узнаются две любимые модели художника: сестра и жена. Они же – на двух других картинах. Те же две фигуры остановились у парковой скульптуры на эскизе фрески «Сон божества» из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Это наблюдение подтверждается воспоминаниями Елены Эльпидифоровны Борисовой-Мусатовой: «Склон горы от дома был густо покрыт газоном, словно мягким зеленым ковром, между двумя аллеями, расположенными друг от друга. И в середине лета ему как раз удалось приехать сюда на несколько дней. Пользуясь теплыми, солнечными днями, он сразу принялся за работу... Здесь начал писать картину «Сон божества», для одной из фигур позировала я, вторая Елена Владимировна. Картина написана как раз в нижней части склона горы, на фоне газона. Писал во вторую половину дня, почти до заката солнца. Впоследствии эта картина послужила брату мотивом для эскиза фресок».

Затем в пастели «Последний день» из частного собрания, созданной в Ивановском, художник почти дословно повторил сюжет шествия двух девушек в желтом и синем платьях, перенеся действие на берег реки, введя архитектурные элементы другой усадьбы.

Композиционные повторы в картинах можно определить как вариации излюбленных художником элементов – архитектурных ансамблей, пейзажа, одеяний, обыгрываемых в декоративном ключе. Каждая из этих созвучных между собой работ может быть определена как грань одного и того же состояния души, выраженная с разной степенью глубины и интенсивности. В этом смысле картина «Отблеск заката», менее меланхоличная по своему звучанию, чем эскиз «Сон божества», но более драматичная, чем пастель «Последний день», становится для зрителя воплощением особого жанра – живописной элегии.

Картина «Отблеск заката», 1904. Холст, темпера. 67, 5х80. Поступила в собрание Нижегородского государственного художественного музея в 1927 году из Государственного музейного фонда.

#BorisovMusatov150 #БорисовМусатов150


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"