Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира. Этюд «Кавалер, читающий стихи» из собрания саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева

21.12.2020
Автор:  Платонова Елена Станиславовна

  • Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира. Этюд «Кавалер, читающий стихи» из собрания саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева

При поддержке Фонда президентских грантов
Общества друзей Радищевского музея

С каждым днем всё гармоничней
Выступает тон за тоном.
В мягком сумраке купаясь,
В воздух глубже погружаясь,
Голубых небес отсвет
Шлёт земле в лучах привет…
Я кончаю свою картину… Я старался выразить мою идею гармонии.
А кругом меня всё диссонансы, от которых я нигде не могу скрыться…
В.Э. Борисов-Мусатов. Саратов. Лето 1900

Эти поэтические строки из письма Виктора Борисова-Мусатова адресованные давнему другу художнику Александру Лушникову сообщают о завершении работы над картиной «Гармония» (1900, ГТГ), в которой он стремился выразить романтическую мечту о прекрасном мире, где всё проникнуто элегическим настроением далёкой ушедшей эпохи.

Летом 1898 года Виктор Борисов-Мусатов окончательно возвращается из Парижа в Саратов. И здесь приступает к воплощению замысла, который возник у него уже давно. Основой композиции стал этюд 1894 года, написанный в имении Слепцовка Саратовской губернии, где художник гостил у своего крестного отца, Дмитрия Осиповича Гаврилова, служившего там управляющим.

Ещё в Париже, Мусатов написал первый эскиз будущей картины, которую первоначально собирался назвать «Ноктюрн».

Складки, фижмы, девы молодые, кружева,
Пурпур яркий в строгом облике горит,
Косы, букли, кринолины, откидные рукава.
В центре «он», затянутый в атлас стоит.
В сумерках царит повсюду тишина,
Лишь аккорды звучные родятся из тонов…
Но это будет ли моя мечта…
Мечта, как жизнь…
Но не для смертных нас…
Вот разве лучи помогут, покинувши Парнас…

Так художник сам описывал свою картину, работа над которой была долгой и мучительной, так как яркие эмоции не находили выхода на холсте. «Причину, по которой Мусатова повлекло в эпоху пасторалей и маркиз, указать легко. Превратить в сказку мир своего садика он не мог, слишком он был тесен; лишь позднее он свыкся с его теснотой. Единственной доступною рамой для его видений была Слепцовка, поразившая его своею тишиною. Об ней мечтал он, заказывая синий костюм «петимэтра» и новое платье «Ватто». Не особенно задумываясь над хронологией, он решил перенести костюмы эпохи Ватто в действительность замолкшей старой русской усадьбы, создать призрачные, пышные, торжественные видения нового Ватто в старых дремлющих парках», – писал в монографии о жизни и творчестве В.Э. Борисова-Мусатова В.К. Станюкович.

«Гармонии» – так теперь стала называться картина – предшествовала большая предварительная подготовка. Художник сделал многочисленные этюды кавалера, старушки, дам, много работал над этюдами облаков, писал стулья, садовую скамью. В фондах Радищевского музея хранится два этюда. Первый – «Стулья» (1899-1900. Холст, масло. 48х37) поступил в музей в 1930 году из Государственной Третьяковской галереи. В 1975 году собрание пополнилось этюдом «Кавалер, читающий стихи» (1899-1900. Холст, темпера. 65х49), ранее принадлежавшем известному ленинградскому коллекционеру Михаилу Фёдоровичу Глазунову.

В работе Борисову-Мусатову помогала сестра Елена. Вот как она об этом пишет в своих воспоминаниях: «Кроме меня, позировал молодой человек в лиловом камзоле, стоя с книгой, и позировала младшая дочь Дмитрия Осиповича – Елизавета в позе сидящей старушки. Я позировала в двух позах с левой стороны сюжета, как это видно на картине. Над этой картиной брат работал долго и серьезно. Вспоминается мне, как во время работы над этой картиной, мои веселые подружки девочки выглядывали из кустов сирени с зовом идти погулять. Виктор молча продолжал работать, а я, конечно, не обращала на них внимания, так как сама как будто находилась под влиянием тихой поэтичной обстановки, ничто меня не тревожило, и для брата не хотелось нарушать эти минуты. Мне нравился окружающий вид за кустами сирени, где виднелись старинные каменные конюшни, которые выделялись на фоне голубого неба, а при закате солнца из-за них поднимались легкие розовые облака».

Если сравнить кавалера с картины «Гармония» и «Кавалера, читающего стихи» можно заметить, что перед нами – два разных человека. Кавалер с музейного этюда – с усами, его художник писал со своего давнего друга Александра Дмитриевича Захарова, который носил усы. О Захарове известно совсем немного: лишь то, что по роду деятельности он был служащим, любил вместе с Мусатовым бывать в театре. Неизвестно увлекался ли он рисованием, но его часто можно было встретить в мастерской друга.

В картину попал другой – безусый – кавалер, возможно моделью для него был учитель из Слепцовки. В остальном образ повторяет найденное уже в этюде: щегольской наряд, гордая осанка, изящно откинутая в сторону правая рука, опирающаяся на тонкую трость, расслабленная поза и полное погружение в декламацию.

Первый вариант «Гармонии» был уничтожен автором. Вот как об этом пишет М.Е. Букиник: «Мусатову приходилось проделать чистку своих художественных «авгиевых конюшен». Я думаю, что его квартира никогда ещё не разгружалась от лишнего хлама. В пылу чистки он уничтожил немало этюдов, рисунков и даже картин, например, первый вариант картины «Гармония», большой и единственный этюд для «Призраков».

Вскоре он создает второй вариант. Летом 1900 года Борисов-Мусатов благодаря дружескому содействию директора Радищевского музея и Боголюбовского рисовального училища В.П. Рупини получает в свое распоряжение мастерскую. Музейные интерьеры со старинными гобеленами вдохновляли художника. Об этом он сообщает сестре Елене: «Работаю каждый день в своей мастерской в музее от 8 часов утра и до 8 часов вечера. Работать здесь очень хорошо, просторно, светло, и никто не мешает... Картина продвигается вперед, и наконец-то именно так, как я задумал».

Живописные и графические этюды, наброски композиции для «Гармонии» хранятся в собраниях нескольких российских музеев: Государственной Третьяковской галереи, Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Государственного Русского музея, Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, частных собраниях.

#БорисовМусатов150
#BorisovMusatov150


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"