У музея есть душа...Нескучные истории. К 135-летию Радищевского музея
02.05.2020
Человек эпохи Возрождения. 150 лет со дня рождения Александра Николаевича Бенуа
Когда речь заходит об универсальных мастерах искусства, мы вспоминаем имена титанов Возрождения и прежде всего — Леонардо да Винчи. Но не будем забывать о тех художниках, которые гораздо ближе к нам — и в пространстве, и во времени. О тех, чей вклад в мировую культуру гораздо скромнее, а вот в отечественную — поистине уникален.21.05.2020
Начиная работать с портретом никогда не знаешь, к каким результатам может привести это исследование. Иногда кажется, что всё более или менее понятно. Нужно только уточнить какие-то моменты. Но нередко именно такие, «несложные» случаи таят в себе совершенно неожиданные моменты. Так было с портретом, поступившем в музей в 1997 году.25.09.2020
Значительно увеличившаяся в последнее время издательская деятельность художественных музеев позволяет современным исследователям уточнять атрибуцию подчас самых «безнадежных» памятников, или тех произведений, которые ранее не вызывали сомнений. Портрет Екатерины II Саратовского Радищевского музея долгое время приписывался итальянскому живописцу Стефано Торелли…31.03.2021
Рубрика «Xудожник нам изобразил…» К.Ф. Богаевский. Старый Крым. Нескучные истории...
Радищевский музей продолжает рубрику «Художник нам изобразил…», повествующую об известных памятниках архитектуры, запечатленных на полотнах из музейного собрания. Сегодня речь пойдет о пейзаже Константина Фёдоровича Богаевского (1872-1943) «Старый Крым».25.03.2021
Рубрика «Художник нам изобразил…». Кустодиев Б.М. На ярмарке. Нескучные истории...
В историю русской художественной культуры Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) вошел как разносторонний мастер, ярко проявивший себя в живописи, рисунке, гравюре, скульптуре, театрально-декорационном искусстве.25.12.2020
Рубрика «Художник нам изобразил…» Петров В.П. вид Тавриды. 1791. Нескучные истории...
В музейной коллекции есть много работ с видами городов, храмов, усадеб, парков, дачных построек. Некоторые из них сохранились до наших дней, другие изменились до неузнаваемости, третьи были уничтожены временем и остались только на полотне. Как часто мы проходим мимо таких работ, не задумываясь о том, что́ послужило источником вдохновения для автора.14.12.2020
Продолжаем рубрику, посвященную кораблям Российского императорского флота, которые можно увидеть на произведениях из коллекции Радищевского музея. Сегодняшняя наша героиня — красавица «Светлана», винтовой фрегат, гордость страны.30.11.2020
Рубрика «Художник нам изобразил…» Грабарь И.Э. Павильон в Кузьминках. 1904. Нескучные истории...
В рамках проекта «Нескучные истории» мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Художник нам изобразил…». В ней пойдет речь об исторических и архитектурных памятниках, которые можно встретить на картинах в залах Радищевского музея.18.11.2020
С тем, что количество сюжетов в мировом искусстве ограничено, согласны все. Единственно в чём расходятся мнения – в их количестве: Шекспир насчитывал 33, Аристотель и Виктор Гюго называли 36, а Хорхе Луис Борхес сократил их всего до четырёх. Однако число созданных художественных произведений не рискнёт назвать, наверное, никто.
23.09.2020
С 1978 года по инициативе Международной морской организации в последнюю неделю сентября отмечается Всемирный день моря. Этот экологический праздник призван напомнить людям о необходимости беречь водные ресурсы нашей планеты.23.09.2020
В судьбах художественных произведений есть одна общая, довольно печальная, черта – с течением времени забываются история создания, имена авторов или изображённых лиц. И даже если работа на протяжении несколько поколений бережно хранилась в семье, сведения о ней не всегда бывают верными.21.08.2020
Талантливый живописец, отважный путешественник, бравый офицер и самобытный писатель Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) полагал, что главное предназначение художника – «высокая миссия» – заключается «в служении человечеству».27.07.2020
В 1886 году в Петербурге состоялось первое торжественное «заседание» общества «Гаудеамус». Его организаторы – молодое поколение семейства Пыпиных-Чернышевских – постановили, что «основной капитал <дружеского кружка> слагается из молодости, веселья, смеха и остроумия»; в качестве девиза использовали строки знаменитой студенческой песни «Gaudeamus igitur»: «Итак, будем веселиться, пока мы молоды!..»; организовали домашний театр, ставили «незатейливые и по большей части импровизированные пьески».24.07.2020
Полный вперед! Линейный корабль «Иоанн Креститель» («Чесма»)
Радищевский музей, основанный художником Алексеем Боголюбовым, в прошлом – мичманом Балтийского флота, поздравляет военных моряков России с их профессиональным праздником. Мы продолжаем рассказывать о кораблях, которые запечатлены на произведениях из музейной коллекции, и сегодняшняя история – о гиганте отечественного флота екатерининского времени.30.06.2020
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на улице М. Горького – одно из великолепных произведений церковной архитектуры Саратова, неизменно привлекающее к себе сотни паломников и туристов. Возведенный в 1883 году по проекту знаменитого саратовского архитектора Алексея Марковича Салько (1838-1918), храм Покрова, как и многие другие сохранившиеся до наших дней старейшие архитектурные сооружения, во многом определил узнаваемый облик Саратова, некогда столицы Поволжья...04.07.2020
Хвалынская икона: миф или реальность?
25.06.2020
25.06.2020
Полный вперед! Линейный корабль «Портсмут»
23.06.2020
16.06.2020
В XIX веке, особенно в последней его трети, в изобразительном искусстве, музыке, литературе одним из самых популярных становится образ Девушки-Лебедя.04.06.2020
«Флора», пожалуй, самая эффектная и репрезентативная картина в собрании Радищевского музея. На большеформатном полотне изображена аллегория античной богини плодородия, весны, процветания – прекрасная молодая женщина с младенцем-путти в окружении цветов. Это настоящий образец виртуозного живописного мастерства, пример фламандского натюрморта эпохи барокко, великолепного и изысканного стиля, отвечающего вкусам богатых заказчиков того времени.24.05.2020 10:00:00
«Умиротворенный Врубель». О картине Александра Савинова «На барке. В старые годы»
29 июня 1881 года в Саратове родился Александр Иванович Савинов – в будущем известный художник и педагог. Его детство прошло в семейном доме на Троицком взвозе, у самой Волги.23.05.2020
«Храбрый портняжка». Рассказ о том, как портной художником стал
19.05.2020
Развитие изобразительного искусства рубежа XIX-XX веков в России характеризовалось активизацией выставочной деятельности как в столицах, так и в провинции. Выставки живописных работ стали проявлением самобытности художественных группировок и объединений, своеобразными творческими манифестами, поводами для бурных дискуссий, обсуждений, столкновений разных взглядов и мнений и, наконец, средством просвещения и способом проведения досуга населения.23.04.2020
Фамильные реликвии князей Куракиных из собрания Саратовского Радищевского музея
14.04.2020
Микеланджело, Джулио Романо, будущий папа Лев X на картине Зигмунда Пергера
Многие картины до поступления в музей прошли настоящую проверку на прочность – хранились в плохих условиях, подвергались непрофессиональной реставрации и т.д. Особенно суровые испытания достались на долю картин из национализированных после революции собраний – они свозились на склады, совершенно неприспособленные для хранения художественных ценностей.06.04.2020
Декоративная ваза рубеж XVII - XVIII веков из итальянского города Вольтерра
В постоянной экспозиции зарубежного искусства выставлена после длительной реставрации и хранения в запаснике уникальная по своей красоте резная напольная ваза итальянской работы рубежа XVII-XVIII веков. Художественное совершенство памятника всегда вызывает вопрос: откуда, благодаря чьим стараниям ваза оказалась в нашем музее?