Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Храбрый портняжка». Рассказ о том, как портной художником стал

23.05.2020
Автор:  Приклонская Вероника Викторовна - заведующий отделом

Общеизвестно, что Радищевский музей, открытый в провинциальном Саратове в 1885 году, стал катализатором развития местной художественной культуры, расцветшей пышным цветом в начале ХХ века. В нашем городе родились отец русского живописного символизма Виктор Борисов-Мусатов и удивительный колорист Павел Кузнецов, в Хвалынске – художник-мыслитель Кузьма Петров-Водкин. Но и раньше саратовская земля одаривала страну талантами. Так, когда будущих корифеев саратовской художественной школы занимали мальчишеские радости, в Радищевском музее открылась выставка уже состоявшегося художника Фирса Сергеевича Журавлёва.

«Кто это?», «Первый раз слышу это имя» – удивится большинство читателей. Чтобы заполнить этот пробел, предлагаем несколько фактов из жизни художника, проделавшего в середине XIX века нелёгкий путь к славе.

· Фирс Журавлёв родился в 1836 году в мещанской семье. По воле отца, не доучившись в школе, занимался портновским ремеслом. Мастерская находилась на Большой Сергиевской улице (ныне Чернышевского).

Как зародилась мечта о том, чтобы стать художником, мы не знаем, но известно, что юноша проявил характер и пошёл против желания родителей, в 19 лет покинув родной город. Он уехал в Санкт-Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Был в числе лучших учеников, уверенно шёл от малых серебряных медалей к большим золотым. Но покинул Академию со скандалом.

· Как один из самых талантливых выпускников Журавлёв претендовал на большую золотую медаль. Её обладателю давалось право на 6-летнее пребывание в Европе на средства учебного заведения. В 1863 году конкурс имел особое значение, поскольку Академия готовилась отметить свой 100-летний юбилей. Но строптивые студенты, в их числе и наш герой, «подпортили» торжество своей Альма-матер. Они подали прошение о свободном выборе темы картины взамен утвержденной Советом, но начальство его проигнорировало. И тогда один за другим под изумленные и возмущенные взгляды почтенных профессоров «из конференц-залы Академии выходили ученики, и каждый вынимал из бокового кармана своего сюртука вчетверо сложенную просьбу» об отказе участвовать в конкурсе.

Это был знаменитый «бунт 14-ти». О сорванном конкурсе было доложено самому императору Александру II. По высочайшему повелению за бывшими академистами установили негласный полицейский надзор.

· Молодая академическая поросль проявила бойцовский характер. Они организовали Артель – первую экономически независимую организацию художников в России. Вдохновителем идеи и старшиной Артели был И. Н. Крамской. Её прообразом послужила коммуна, описанная другим нашим земляком – Н.Г. Чернышевским в модном в то время романе «Что делать?». Художники сняли жилые комнаты и три большие общие мастерские для совместного труда. В их числе – Фирс Журавлёв. Артель просуществовала до 1871 года.

· Художник занимался церковной живописью, в том числе участвовал в оформлении самых значимых храмов своего времени. Его религиозные композиции находились в Храме Христа Спасителя в Москве. По эскизам Журавлёва были выполнены две интерьерные мозаики – «Христос у фарисея» и «Воскрешение дочери Иаира» для Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

· Журавлёв – один из лучших жанристов своего времени. Критическая нота, явственно звучавшая в его работах, не заглушала музыку разнообразных жизненных явлений. Художник не обеднял её однозначностью суждения. Талант, редкая наблюдательность, хорошее знание городской среды сделали его произведения правдивым воплощением жизни. Живые люди – официанты и трубочисты, купцы и чиновники, горничные и барыни на его картинах привлекали внимание современников. Одна из знаковых работ художника «Купеческие поминки» находится в Третьяковской галерее, уменьшенный вариант – в Русском музее.

· Журавлёв – создатель целой галереи несчастных невест русской живописи. В слезах, под строгим взглядом отца и сочувственным родни его печальные девы отправлялись в постылое замужество («Перед венцом», 1874; Русский музей). И ни богатые туалеты, ни высокое положение в обществе не стирали с их лиц печать беспросветной тоски («Возвращение с бала», 1868; частное собрание).

В то же время художник не обошёл вниманием темы соблазнительных нимф, изображая их то в пене набегающей волны, то в роскошном будуаре, а также создал вереницу русских красавиц в богатых национальных уборах («Боярышня», 1896; Музей изобразительных искусств Республики Татарстан).

· Фирс Журавлев одним из первых обнажил русскую красавицу. Картина «Девичник в бане» стал сенсацией. Она представляет сцену накануне купеческой свадьбы в богатых интерьерах с коврами и фонтаном, вениками и тазиками. Смелая тема привлекала к себе всеобщее внимание. Пока писалась картина, журналисты часто наведывались в мастерскую, чтобы осветить создание невиданного произведения.

Картина была закончена в начале 1885 года и после показа в Москве и Нижнем Новгороде прибыла на родину автора. Стоит ли говорить, что для саратовского обывателя «Девичник» стал незабываемым эстетическим впечатлением.

Интересна судьба полотна. После революции оно находилось в личной коллекции известной певицы Лидии Руслановой, также уроженки Саратовской губернии. Сейчас «Девичник в бане» является частью коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь.

· Знаменательно, что выставочная деятельность Радищевского музея началась с выставки земляка. 10 сентября 1885 года зрители увидели 23 картины Журавлёва. Гвоздём программы, конечно, был «Девичник в бане», но и остальные произведения жанриста произвели впечатление на саратовцев, в которых талантливо была отражена жизнь обычных людей. В числе выставленных работ картина «Мачеха» – одно из лучших произведений мастера, подаренное несколькими месяцами ранее Радищевскому музею к его открытию.

Фирс Сергеевич Журавлёв умер в Санкт-Петербурге в 1901 году. О его последних годах почти ничего не известно. Вдова художника передала Радищевскому музею в дар два живописных портрета и несколько академических рисунков. В 1940 году был приобретена картина «Внутренность комнаты», свидетельствующая о внимательном отношении мастера к натуре.

Работы Фирса Журавлёва находятся во многих музейных собраниях нашей страны. Надеемся, что блуждая по залам художественных музеев в Самаре, Минске, Тамбове или Казани и встретив его картины, вы уже не скажете: «какой-то Журавлёв». Он уже хорошо знакомый – портной, ставший художником. Знай наших!


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"