Графический альбом «Возрожденные храмы Саратовской епархии»
художника Н.А. Белавина из архива Радищевского музея
О.А. Богатырева
научный сотрудник отдела русского искусства

В 1996 году в дар Радищевскому музею от протоиерея Всеволода Кулешова (1928–2019) поступил графический альбом «Возрожденные храмы Саратовской епархии»1 художника Николая Александровича Белавина (1912–1993), состоящий из 24 отдельных листов эстампов. В связи с недавним уходом из жизни дарителя выявить точную историю бытования музейного альбома и время его появления в Саратове теперь не представляется возможным. Графический альбом был укомплектован художником в последние годы жизни (1991–1992), о чем свидетельствует датировка на титульном листе, и не исключено, что изначально задумывался автором в качестве дара для представителей саратовского духовенства. Однако отсутствие дарственной надписи возможности установить адресата. О личном знакомстве художника Н.А. Белавина и отца Всеволода Кулешова сведений не сохранилось. Возможно, точкой сближения двух талантливых людей был интерес к искусству: в юности отец Всеволод год учился в Саратовском художественном училище и сам немного рисовал. По косвенным свидетельствам известно, что художник, подолгу гостивший в Саратове, был знаком со многими церковными деятелями Саратовской и Волгоградской епархии, в том числе с Архиепископом Саратовским и Вольским Пименом, при котором отец Всеволод Кулешов служил в разных храмах города Саратова и некоторое время был помощником секретаря епархиального управления. Дружеское общение Н.А. Белавина с владыкой Пименом, а также их совместные поездки по епархии, получившие отражение в дневниках архиепископа, послужили стимулом для создания художником графического альбома, посвященного храмам Саратовской области.

Имя художника-графика Николая Александровича Белавина (1912-1993) известно только очень узкому кругу специалистов. Биографические сведения о нем крайне скудны, а творческое наследие совсем не исследовано. Отсутствие документальных свидетельств, подтверждающих различные этапы жизни художника, а также большая распыленность его произведений по музейным и частным собраниям объясняют малоизученность темы. Известно, что Николай Александрович, уроженец города Астрахани, воевал в Великой Отечественной войне 1941–1945, в 1941 году попал в немецкий плен, затем стал узником ГУЛАГа. Искусствовед и заведующий сектором экспертизы ГосНИИР М.М. Красилин, будучи директором музея-усадьбы «Архангельское» в 1960-х годах, был близко знаком с Н.А. Белавиным, организовал одну из первых его монографических выставок и вспоминал о художнике следующее: «Белавин нигде официально не работал, выполнял заказы для Общества охраны памятников, на что жил – непонятно. С 1956-го – в Москве, его поездки – добрать впечатлений. Маслом почти не писал, больше акварелью или карандашом – они оперативны, надо было быстро фиксировать увиденное»2.

Благодаря авторским подписям и датировкам на выявленных в различных музейных и частных собраниях произведениях, можно предположить, что период с конца 50-х – 80-е годы – это время расцвета графического творчества Н.А. Белавина и время его активных поездок. «Каждое лето он отправлялся в путешествия по стране – от Львова и Ужгорода до Бухары, Самарканда и Хивы (в Средней Азии он был один раз – в 1968-м), от Соловков до Крыма. Рисовал храмы и старую архитектуру. Был на Волге, в Пскове и Печерах, много работал в Подмосковье, в Переславле-Залесском, Дмитрове, Звенигороде, Волоколамске, Новом Иерусалиме. Искусство Белавина в известном смысле больше культурологично, нежели художественно, но от этого не менее ценно. Его графика сохранила виды многих архитектурных памятников, которых уже нет»3. По итогам путешествий с натурных зарисовок художником создавались отдельные печатные листы и целые серии листов эстампов, воспроизводящие конкретные увиденные им места.
Действительно, Н.А. Белавин был художником пейзажного жанра, а основным мотивом его творчества являлся именно архитектурный пейзаж с «портретным» изображением русских храмов. Сейчас трудно сказать, чем обусловлен выбор такой сложной темы гражданином советского государства, пропагандирующего богоборческую идеологию. Возможно, художник руководствовался идеей сохранения для потомков невероятной красоты русских церквей, нещадно разрушаемых в это время в России. Несомненно, в истории отечественного искусства Н.А. Белавин в этом смысле не является первооткрывателем, однако в воспроизведении культовых архитектурных сооружений им охвачены более широкие географические границы.
Обладая от природы душевной щедростью, многие свои работы Н.А. Белавин безвозмездно дарил4, но, видимо, отсутствие постоянного места работы и финансовые затруднения, вынуждали его относить свои произведения в букинистические магазины, где они непременно находили своего ценителя и обладателя5.
Анализ выявленных произведений не оставляет сомнений в том, что Н.А. Белавин имел хорошую профессиональную подготовку, обладал необходимыми знаниями и умениями в области создания оригинальной и тиражной графики. Очевидно, этот вид изобразительного искусства был наиболее близок ему, так как отвечал достаточно мобильному образу жизни художника. Во многих работах чувствуется экспериментаторский подход: художник сочетал в одном произведении различные виды графического искусства, использовал в качестве материала не только бумагу, но и ткань, а для создания офортов применял металлические пластины и листы фольги6. В этом же ключе художником исполнены листы эстампов для графического альбома из архива Радищевского музея, из которых 15 – офорты, 8 листов созданы в смешанной технике (офорт и пастель, офорт и монотипия, офорт и акватинта, литография и монотипия), 1 лист – монотипия. Каждый лист, в не зависимости от того, что был создан в технике тиражной печати, впоследствии дорабатывался художником вручную и приобретал уникальный вид. Обращает внимание использование художником в качестве материала бумаги различного качества, а также оформление каждого листа с изображением в индивидуальное самодельное паспарту. Альбом сопровождают авторские надписи и датировки, благодаря которым идентифицированы изображенные культовые архитектурные сооружения, установлены время и география путешествий художника по Саратовской области.

В состав альбома вошло 11 печатных листов 1991–1992 годов создания (возможно, воспроизведенных на основе произведений с более ранней датировкой), по одной гравюре 1979, 1982 и 1987(?) годов создания, 10 гравюр 1983 года – периода активных поездок художника по епархии.
Главным документальным источником информации о периоде пребывания художника в Саратове являются опубликованные дневники Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена. Самое первое упоминание имени Н.А. Белавина относится к 1981 году, когда в Саратове в клинике профзаболеваний состоялась монографическая выставка художника, которую посетил владыка Пимен7. Результатом дружеского общения и предпринятых совместных поездок в 1983 году стало создание художником обширной серии графических произведений, посвященных храмам Саратовской и Волгоградской области. Вероятно, некоторые листы из этой серии вошли в созданный художником графический альбом, преподнесенный Архиепископом Пименом Святейшему Патриарху Пимену.8 Судьба альбома и его состав не известны. Существует предположение, что часть офортов, хранящихся в Радищевском музее и датированных 1983 годом, повторяют листы первого альбома. Кроме того, в выявленных музейных и частных собраниях, обладающих произведениями творческого наследия художника, альбомов, подобных альбому из архива Радищевского музея установлено не было.
Открыв для себя своеобразие и богатство русского культового зодчества, художник Н.А. Белавин на протяжении всего дальнейшего творческого пути постоянно возвращался к нему. Это был его неизменный источник вдохновения. Несмотря на фотографическую точность воспроизведения архитектурных сооружений, назвать художника простым копиистом действительности сложно, так как передавал он собственное впечатление от увиденного. Храмы в произведениях Н.А. Белавина – неотъемлемая часть окружающей конкретной городской или сельской местности. Его работы живописны, тщательно продуманы и проработаны. Он прекрасно чувствовал и передавал обобщенными формами индивидуальные особенности каждого храма, не отвлекаясь при этом на дробность изображения мелких архитектурных деталей. В работах Н.А. Белавина всегда преобладает нота тонкого лиризма. Наблюдательный художник великолепно и ненавязчиво оживлял свои пейзажи введением в контекст своего произведения фигур людей, животных и птиц.

Альбом Радищевского музея имеет авторское название «Возрожденные храмы Саратовской епархии». Действительно, почти все храмы, запечатленные художником, сейчас имеют статус действующих. Долгие годы, вплоть до начала 1990-х годов, многие из них находились в запустении, некоторые были полуразрушены. Переданные в введение церкви, храмы постепенно восстанавливались чаяниями верующих. На этом трудном пути огромные усилия были приложены Архиепископом Пименом, в чьем дневнике отражены радение и волнение за судьбу каждого переданного епархии храма.

Ярким примером возрожденного храма является история храма Покрова Пресвятой Богородицы города Саратова, которому посвящен один из офортов альбома, выполненный в смешанной технике офорта и акватинты. В слегка размытых линиях и пятнах трудно угадываются очертания храма без купольных завершений и колокольни, которые были ликвидированы в 1931 году. В таком виде храм просуществовал до 1992 года. Художник, запечатлев здание в 1983 году, почувствовал в сохранившихся храмовых стенах былое величие и не сомневался в его возрождении. Чудом уцелевший Покровский храм сейчас является великолепным произведением церковной архитектуры города Саратова. Еще несколько графических листов посвящены изображению храмов города Саратова: Свято-Троицкий собор, храм Сошествия Святого Духа, церковь «Утоли моя печали», храм во имя преподобного Серафима Саровского.

В графических листах художника Н.А. Белавина нашли свое отражение крупные церкви областных городов и сел Саратовской области: г. Пугачева, г. Петровска, г. Аркадака, г. Энгельса, г. Вольска, г. Хвалынска, г. Ртищево, с. Золотое (Красноармейского района), с. Оркино (Петровского района), с. Сокур (Татищевского района), с. Алексеевка (Базарно-Карабулакского района), с. Подгорное (Романовского района), с. Михайловка (Саратовского района).

За исключением одного листа офорта, имеющего авторское название «В степях Заволжья. Пугачевский район. Век XIX и век XX. Обелиск павшим в гражданскую войну», на всех остальных листах имеется авторская подпись с точным названием храма. В результате сравнительного анализа было установлено, что изображенная на гравюре церковь является действующим храмом XIX века, получившим название в честь Троицы Живоначальной, в с. Малоперекопное Балаковского района.

Удивительный парадокс альбома Н.А. Белавина заключается в том, что один его из офортов, посвящен невосстановленному храму. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была основана в середине XIX века в с. Логиновка Краснокутского района. К сожалению, время не пощадило некогда один из красивейших и величественных храмов саратовского Заволжья. Еще Архиепископом Пименом прилагались колоссальные усилия для его возрождения9. Однако заключение специалистов не скрывало дальнейшую печальную судьбу здания. Необратимость процесса разрушения обрекла храм на медленную гибель. Гравюра была исполнена художником в 1979 году. Это произведение является самой ранней работой в составе альбома, что предполагает возможность пребывания Н.А. Белавина в Саратовской области еще до 1981 года, то есть первого письменного упоминания в дневниках владыки Пимена.

Таким образом, анализируя графический альбом художника Н.А. Белавина из архива Радищевского музея, а также все выявленные работы музейных и частных собраний, обладающих произведениями творческого наследия художника, можно с определенной долей вероятности утверждать, что этот альбом является на данный момент единственным известным авторским подписным альбомом, посвященным изображению храмов Саратовской епархии, а также дополнительным свидетельством, фиксирующим временной период пребывания художника Н.А. Белавина в Саратове.

1 Находится в отделе хранения архивных материалов СГХМ им. А.Н. Радищева
2 Самойлов А. Собрание современной живописи Михаила и Галины Красилиных: В круге наших художников. Наше наследие, 2006, № 79-80. С. 248.
3 Там же. С.248.
4 Графический альбом с дарственной надписью художника из Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии.
5 Собрание Соловецкого музея-заповедника и Малоярославецкого музея 1812 года.
6 Собрание ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы».
7 Пимен (Хмелевской), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Саратовская епархия. Ч.1: 1965-1984 / Сост. мон. Иулиания (Самсонова); вступит. Ст. В.В. Теплов.- Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. С. 546.
8 Там же. С. 645.
9 Пимен (Хмелевской), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Саратовская епархия. Ч.2: 1985-1993 / Сост. мон. Иулиания (Самсонова); вступит. Ст. В.В. Теплов.- Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. С. 238.