Тройка. 1864
Соколов Петр Петрович. 1821-1899
Бумага, акварель 65 х 90
Опасности дорог и бескрайность российских просторов, красота лошадей и скорость их бега нашли яркое воплощение в искусстве «изобразителя охотничьих сцен», мастера акварельного рисунка Петра Соколова. Национальная упряжка, олицетворяющая удалую русскую душу, представлена в большом разнообразии сцен: понуро стоящая и в бешеной скачке, вязнущая в грязи и летящая над землей, во главе праздничного гуляния и окруженная волками в степи.
Две эффектные акварели «картинного» формата с изображением «птицы-тройки» из Радищевского музея являются самыми ранними в творчестве Соколова. Они выполнены в 1864 году, и до революции находились в коллекции саратовского купца П.И. Кокуева. На одной из них мчится тройка с санями по зимней дороге. Стремительность движения подчеркнута единым движением лошадей, скорее даже полетом, их копыта едва касаются заснеженной дороги, а головы низко опущены. Крутому развороту дороги вторит дуга кнута в руке одного из седоков. Изображая скачущих во весь опор лошадей, Соколов не упускает многочисленных деталей упряжи, одежды возницы и седоков. Можно определить масти коней, разглядеть рефлексы на колокольце, плетение гривы. Детальность изображения, прописанность самых тонких мелочей тем ни менее не останавливает стремительного движения горячей тройки. И вслед за Гоголем хочется воскликнуть: «…не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?"