Период истории 1941-1948
1941-1948
22 июня 1941 года состоялся митинг сотрудников музея. Мужская часть коллектива была мобилизована. И.Д. Бурмистрова на посту директора сменила Инна Александровна Фомина. Здание музея окрашивают в защитный цвет. В подвале оборудуется бомбоубежище, несколько залов городские власти занимают под склад радиоприемников, которые гражданское население не имело права пользоваться в военное время. В стенах Радищевского музея размещаются экспонаты, спешно эвакуированные из музеев Киева, Минска.
Организуется передвижные выставки репродукций «Героическое прошлое русского народа в изобразительном искусстве», «Великие русские художники реалисты» для показа в госпиталях, кинотеатрах, школах. В самом музее снимают картины, убирают скульптуры. Реставратор Александр Никитин готовит ящики для упаковки коллекции на случай эвакуации. «В связи с выполнением специального задания по консервации художественных ценностей музея в основном законсервированы все экспонаты 1 и 2 категории»,- сообщалось в отчете.
В январе 1942 года деятельность музея возобновилась. Материал для первой выставки был выбран «горячий». В Саратове уже хорошо знали издательскую марку «Агитокон» – фашист на штыке советского солдата. Со стен оборонных предприятий и городских витрин в музейные залы переместились выпуски «Агитокон», создававшиеся с первых дней войны группой художников, саратовцев и теми, кто оказался в нашем городе в эвакуации
В августе около музея появился большой щит-афиша, сообщавший об открытии выставки «Отечественная война советского народа против гитлеровских империалистов, на которой кроме живописи, скульптуры, графики экспонировались плакаты, документы, фотоматериалы. В декабре добавился раздел, посвященный обороне Сталинграда.
Миновала долгая холодная зима 1942-43 года, когда музейное здание почти не отапливалось, крохотные зарплаты платили в половинном размере, а суточная норма хлеба по карточкам составляла 400 граммов. Со второго квартала началась инвентаризация. А с осени 1943 года в течение полутора лет зал за залом восстанавливалась постоянная экспозиция. Немногочисленные сотрудники музея занимались самой разной работой. Кроме привычного составления экспозиционных планов приходилось участвовать в проведении весеннего сева в Ершовском районе - участвовать в оформлении избы-читальни и полевого стана плакатами и лозунгами
В 1944 отметили два юбилея – столетия художников В.Д.Поленова и И.Е.Репина. К юбилейным датам были сделаны небольшие выставки, а Репину была посвящена даже научная конференция, на которой были прочитаны доклады «Украинские мотивы в творчестве Репина», «Репин и передвижники» « Произведения Репина в Радищевском музе». В ноябре состоялась выставка художников нескольких поволжских городов - Саратова, Казани, Горького, Куйбышева. Проводили «в связи с отзывом Совнаркома Белоруссии для работы в освобожденных районах» Елену Аладову, эвакуированную в Саратов и в течение нескольких лет работавшую в музее вместе с Полиной Елькович, Любовью Ратнер, Натальей Оболенской, Ольгой Смирновой.
Весной 1945 встретили Победу, привели в порядок здание, а в июле праздновали 60-летие музея. В 1945-46 годах прошли выставки работ фронтовиков Алексея Бородина, Бориса Боброва, Франца Заборовского, Бориса Грицкова. Возобновилась традиция проведения ежегодных отчетных выставок саратовских художников, творческих встреч.
Значительным событием 1947 года стала экспозиция, открывшаяся к 50-летию Саратовского художественного училища. Её начинали готовить ещё в 1945 с названием «Саратовские художники в прошлом и настоящем», намереваясь посвятить 60-летию музея, но тогда выставка не состоялась. Георгий Кожевников продолжал заниматься ее подготовкой, разыскивал в разных городах страны выпускников Боголюбовского училища. В музей стали приходить письма с воспоминаниями о Боголюбовке, друзьях-художниках. Вспоминали старые адреса, договаривались о том, как прислать работы в Саратов. В музее наметили план возможного пополнения коллекции произведениями земляков, начинавшийся именами Харламова, Журавлева, Борисова-Мусатова, Кузнецова, Петрова-Водкина.
В июне 1947 выставка торжественно открылась в присутствии многочисленных гостей, разговорам не было конца. В экспозицию вошли работы самых первых преподавателей Боголюбовского училища из фондов музея, живописи и графика рано ушедших П.Уткина, А.Кравченко, Е.Егорова, В. Кашкина. Москва, Ленинград, Ташкент, Саратов, Вольск, Камышин – такова была география городов, где работали выпускники училища. Выставка проработала несколько месяцев, экспозиция дополнялась новыми работами.
В ноябре 1947 произошло ещё одно событие - в музей на должность реставратора был принят Николай Гущин, художник, вернувшийся в Россию после тридцати лет эмиграции и оказавший в следующие десятилетия большое влияние на художественную жизнь Саратова
Директором музея с февраля 1949 стала Валентина Федоровна Завьялова. В конце года после большого ремонта открылись все три отдела обновленной музейной экспозиции.
Елена Савельева
1941
Январь - отчетная выставка саратовских художников
Февраль – выставка из фондов музея, включая новые поступления
1942
Февраль – выставка «Погода работы саратовского «Агитокна»
Август – выставка «Отечественная война советского народа против гитлеровских империалистов»
1943
Началось восстановление постоянной музейной экспозиции
1944
Октябрь - выставка «Три года работы саратовского «Агитокна»
Ноябрь - межобластная выставка художников Поволжья
1945
Февраль - выставка Ф.Э. Заборовского, выставка фронтовых зарисовок А.И.Бородина
Июль - празднование 60-летия музея
1946
Март - выставка Б.П. Боброва
Декабрь - выставка А.И. Бородина и Б.А. Грицкова «От Сталинграда до Дрездена»
1947
Февраль - выставка саратовских художников
Май - передвижная выставка советских художников
1948
Январь - выставка из фондов, посвященная В.И.Ленину
Декабрь - выставка саратовских художников
1949
Май – выставка «А.С.Пушкин в изобразительном искусстве
Июль – выставка самодеятельных художников
Август – выставка к 200- летию А.Н.Радищева