Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Творческие мастерские на выставке «Под одним небом»

Автор:  Зайченко Екатерина Анатольевна - заведующий Центром музейной педагогики

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

При поддержке Общества друзей Радищевского музея.

В июле 2022 года прошло четыре творческие мастерские для детей 5-18 лет на уникальной выставке «Под одним небом. Французская и русская живопись второй половины XIX–XX веков». На каждом занятии ребята знакомятся с 3-4 работами знаменитых художников, стараются раскрыть секреты их мастерства, увидеть волшебство цвета, образов, композиции, а затем создают свои собственные шедевры.

Первое занятие

Мы рассмотрели три пейзажа замечательных художников Адольфа Монтичелли, Алексея Боголюбова и Валентина Юстицкого.
Как, с помощью чёрного цвета, сделать краски более сложными и глубокими? Есть ли у дерева характер? Как передать фактуру при помощи мазков кисти? Об этом мы говорили рядом с картинами таких разных художников, но которые ставили перед собой похожие задачи. Затем каждый из ребят написал своё дерево.

Второе занятие мы посвятили цветам.

Букеты Павла Кузнецова и Владимира Лебедева – какие они по звучанию, по настроению? Если бы они были музыкой, какие инструменты звучали и как – тихо, громко, бравурно, отрывисто или протяжно, плавно? Как художник смог передать это, с помощью чего? Цвета, характера мазка, контраста.

А вот ещё две картины – Адольфа Монтичелли и Валентина Юстицкого. На них изображены нарядные женщины, праздник. Всё в движении. Звучат они ярче и громче. Почему? Ребята безошибочно определяют – цвета становятся ярче и громче из-за контраста. Здесь уже слышны трубы и барабаны. Но возникает вопрос – почему-то люди на этих картинах похожи на цветы, а бал похож на прекрасный букет? Почему художник так видит, так пишет? Ответ приходит сам собой – художник хочет написать красоту, цветы всегда прекрасны, а нарядные женщины всегда похожи на восхитительные цветы. Мужчины рядом с ними во фраках и цилиндрах надёжны и значительны, как деревья, на них можно опереться или обвиться вокруг них в танце.

Мы посмотрели на прекрасные цветные миры русских и французских художников и создали свои яркие и радостные букеты мальвы. Получились восхитительные картины!

На третьем занятии мы познакомились всего с двумя работами и сразу отправились в студию рисовать. Порадовал вопрос-удивление ребят: «А что, сегодня всего две работы посмотрим!?» Зацепила выставка детские сердца!

Рассматривая небольшую картину французского постимпрессиониста, пуантилиста Жоржа Сёра, мы представили, что берем в руки здание больницы, маяк, небо и пляж, чувствуем их вес, материальность, и... разбиваем их на мелкие цветные стеклышки... собираем, перемешиваем, и, наслаждаясь их переливающейся красотой и гармонией, складываем заново этот кусочек мира.

В картине Зои Матвеевой-Мостовой мы окунулись в солнечный, как бы уставший от своей яркости полдень южного городка. В отличие от Сёра, у неё цвета не распадаются на цветные камушки, а наоборот собираются в плотные, устойчивые предметы и горят на солнце. Даже тени здесь какие-то упругие, материальные и сияющие. Этого эффекта художник добивается с помощью гармоничного контраста, который к тому же усиливается чёрным контуром.

Увидев всё это, почувствовав внутри себя, ребята нарисовали свои пейзажи такими же яркими, открытыми, контрастными цветами, заключив их в тёмные, певучие, контурные линии.

Огромное удовольствие доставили их комментарии в ходе работы, когда, глядя на свои рисунки, то один, то другой говорили: «Как же это красиво получается!»

Четвертое занятие.

Цветы в натюрморте Павла Кузнецова как живые. Присматриваемся. Нет. Скорее придуманные, фантазийные, похожие на узор. И пространство вокруг них, как в мечтах или во сне. Как-будто радуга или музыка. А может это чьи-то стихи, и художник их нарисовал? ...

Натюрморт Одилона Редона. Здесь цветы точно, как настоящие, даже вроде аромат чувствуется. Вглядываемся. В картине нет теней. Фон похож на цветной туман. Кажется, что цветы плоские, что они летят в плоском безвоздушном пространстве.

А вот яблоки в натюрморте Грабаря очень материальны. Они лежат на столе в деревенском доме. Окна открыты. Солнечно, но прохладно, наверно утро. Мы всё это чувствуем, глядя на картину.

Как художники добиваются жизненности, натуральности или наоборот поэтичной обобщенности, символичности, декоративности, музыкальности, словно пишут мечту? Об этом мы говорили на четвертом занятии. А потом нарисовали свои декоративные букеты.

Занятия на выставке проводили Екатерина Зайченко и Юлия Сойкина.

В августе и сентябре творческие мастерские продолжатся.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры