Проект «Выставка одной картины». Б.А. Иевлев «Перед грозой» (1970)
Автор: | Анашкина Елена Эдуардовна |
Дата мероприятия:
05.05.2022 — 30.06.2022
С 5 мая по 30 июня 2022 года в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н.Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» экспонируется произведение известного самарского художника Бориса Александровича Иевлева «Перед грозой» (1970. Холст, масло. 79х78). Выставка приурочена к 85-летию со дня рождения автора.
Борис Александрович Иевлев родился в 1937 году в Куйбышеве в семье фотокорреспондента А. В. Иевлева. Александр Васильевич пробовал себя и в живописи – писал копии с картин известных художников, под влиянием отца Борис начал рисовать очень рано. Шла Великая Отечественная война, и на сохранившихся рисунках - сражения советских воинов с фашистскими захватчиками. 37 детских рисунков Бориса Иевлева хранятся в фонде самарского музея «Детская картинная галерея».
С 1948 года, с 11 лет, Борис занимался в изостудии в Клубе им. Революции 1905 года у художника Александра Любимова (ученика Н.Фешина и Д.Кардовского). Борис Александрович именно эту изостудию считает своей главной профессиональной школой. Затем учился в Киевской средней специальной художественной школе им. Тараса Шевченко.
Двадцать пять лет (с 1958 по 1983) Иевлев работал в Куйбышевском отделении художественного фонда РСФСР. Как художник-монументалист он создал такие работы, как роспись у входа в Струковский сад (не сохранилась), мозаика на тему космоса на улице Гагарина, настенная роспись вокзала в Отрадном и другие.
Б.А. Иевлев с 1959 года участник всероссийских, региональных, областных выставок, выставки «Большая Волга» (Н.Новгород, 2003); «Россия Х» (Москва, 2004) и многих других. Член СХ с 1983 года.
В разные годы состоялись персональные выставки Б.А. Иевлева: «Звуки Земли» (Самара, 2008), «Просто жизнь» (Самара, 2017)
Его произведения хранятся в музейных и частных собраниях России, США, Германии.
Во многом благодаря настойчивости и авторитету Бориса Александровича в 1990 году в Куйбышеве открылся музей «Детская картинная галерея». Галерея создавалась совместными усилиями художника и его жены Нины Васильевны Иевлевой, прекрасного организатора, педагога, заслуженного работника культуры РФ. Нина Васильевна более 30 лет была директором этого уникального центра детского творчества. И сам Борис Александрович одиннадцать лет (вплоть до 2014 года) преподавал академический рисунок и живопись в муниципальной экспериментальной детской художественной школе №4, позже переименованной в мастерские при Детской картинной галерее.
Б.А. Иевлев создает живописные работы в разных жанрах, активно работая и в портрете, и в пейзаже и в натюрморте. Портреты жены – неотъемлемая часть творчества Бориса Иевлева. В этих портретах воплотились счастливые годы их семейной жизни.
Супруги Иевлевы дружили с замечательным самарским художником Валентином Захаровичем Пурыгиным. В конце 1960-х – начале 1970-х годов они вместе ездили на этюды в Хвалынск, бывали в гостеприимном доме хвалынской художницы Е.К. Серовой.
Борис Александрович однажды отметил, что когда в живую видишь холмы Хвалынска, то понимаешь всю сферичность живописи К.С. Петрова-Водкина. Возможно, именно на хвалынских холмах Иевлев увидел и своих необычных коней – розового и бирюзового, изображенных на картине «Лето» (1967).
А в 1970 году Борис Александрович передал в дар Хвалынской картинной галерее имени К.С. Петрова-Водкина этюд «Перед грозой», написанный на пленэре в Хвалынске. Архитектурный мотив, избранный автором, очень характерен для облика нашего города, сохранившего в центральной части двухэтажные кирпичные дореволюционные особняки. Построенный ещё в XIX веке дом-утюг с остроугольным уличным фасадом находится рядом с Крестовоздвиженской церковью. Менее чем в ста метрах расположилась и картинная галерея.
Такое захватывающее и волнующее природное явление, как гроза, волновало художников на протяжении многих столетий, начиная с «Бури» Джорджоне. Обращались к этой теме и известные русские художники: К.Маковский, И.Шишкин, Ф. Васильев, И.Левитан, А.Васнецов. Чаще художники изображают приближение грозы. Живописцев привлекает динамика цвета: от быстро движущихся облаков происходит быстрая смена рефлексов. Художники стремятся уловить эти переходы, поймать мгновения – запечатлеть время.
Борис Александрович Иевлев родился в 1937 году в Куйбышеве в семье фотокорреспондента А. В. Иевлева. Александр Васильевич пробовал себя и в живописи – писал копии с картин известных художников, под влиянием отца Борис начал рисовать очень рано. Шла Великая Отечественная война, и на сохранившихся рисунках - сражения советских воинов с фашистскими захватчиками. 37 детских рисунков Бориса Иевлева хранятся в фонде самарского музея «Детская картинная галерея».
С 1948 года, с 11 лет, Борис занимался в изостудии в Клубе им. Революции 1905 года у художника Александра Любимова (ученика Н.Фешина и Д.Кардовского). Борис Александрович именно эту изостудию считает своей главной профессиональной школой. Затем учился в Киевской средней специальной художественной школе им. Тараса Шевченко.
Двадцать пять лет (с 1958 по 1983) Иевлев работал в Куйбышевском отделении художественного фонда РСФСР. Как художник-монументалист он создал такие работы, как роспись у входа в Струковский сад (не сохранилась), мозаика на тему космоса на улице Гагарина, настенная роспись вокзала в Отрадном и другие.
Б.А. Иевлев с 1959 года участник всероссийских, региональных, областных выставок, выставки «Большая Волга» (Н.Новгород, 2003); «Россия Х» (Москва, 2004) и многих других. Член СХ с 1983 года.
В разные годы состоялись персональные выставки Б.А. Иевлева: «Звуки Земли» (Самара, 2008), «Просто жизнь» (Самара, 2017)
Его произведения хранятся в музейных и частных собраниях России, США, Германии.
Во многом благодаря настойчивости и авторитету Бориса Александровича в 1990 году в Куйбышеве открылся музей «Детская картинная галерея». Галерея создавалась совместными усилиями художника и его жены Нины Васильевны Иевлевой, прекрасного организатора, педагога, заслуженного работника культуры РФ. Нина Васильевна более 30 лет была директором этого уникального центра детского творчества. И сам Борис Александрович одиннадцать лет (вплоть до 2014 года) преподавал академический рисунок и живопись в муниципальной экспериментальной детской художественной школе №4, позже переименованной в мастерские при Детской картинной галерее.
Б.А. Иевлев создает живописные работы в разных жанрах, активно работая и в портрете, и в пейзаже и в натюрморте. Портреты жены – неотъемлемая часть творчества Бориса Иевлева. В этих портретах воплотились счастливые годы их семейной жизни.
Супруги Иевлевы дружили с замечательным самарским художником Валентином Захаровичем Пурыгиным. В конце 1960-х – начале 1970-х годов они вместе ездили на этюды в Хвалынск, бывали в гостеприимном доме хвалынской художницы Е.К. Серовой.
Борис Александрович однажды отметил, что когда в живую видишь холмы Хвалынска, то понимаешь всю сферичность живописи К.С. Петрова-Водкина. Возможно, именно на хвалынских холмах Иевлев увидел и своих необычных коней – розового и бирюзового, изображенных на картине «Лето» (1967).
А в 1970 году Борис Александрович передал в дар Хвалынской картинной галерее имени К.С. Петрова-Водкина этюд «Перед грозой», написанный на пленэре в Хвалынске. Архитектурный мотив, избранный автором, очень характерен для облика нашего города, сохранившего в центральной части двухэтажные кирпичные дореволюционные особняки. Построенный ещё в XIX веке дом-утюг с остроугольным уличным фасадом находится рядом с Крестовоздвиженской церковью. Менее чем в ста метрах расположилась и картинная галерея.
Такое захватывающее и волнующее природное явление, как гроза, волновало художников на протяжении многих столетий, начиная с «Бури» Джорджоне. Обращались к этой теме и известные русские художники: К.Маковский, И.Шишкин, Ф. Васильев, И.Левитан, А.Васнецов. Чаще художники изображают приближение грозы. Живописцев привлекает динамика цвета: от быстро движущихся облаков происходит быстрая смена рефлексов. Художники стремятся уловить эти переходы, поймать мгновения – запечатлеть время.
Думается, что и Бориса Александровича Иевлева захватило состояние природного драматизма в приближающейся грозе. В своём этюде густыми рельефными мазками теплых и холодных оттенков он передал движение света на белёном фасаде здания, светлой поверхности дорожного полотна, придорожной траве, охристой ограде парка. Цвета насыщенны и в то же время смягчены. Выразителен акцент розовой кофточки, в которую одета женщина, спешащая с белой козой укрыться от грозы. Впереди них вприпрыжку бежит девочка в белом платье. Её размашистые движения подчеркивают общую динамику композиции, которая выражается и в порывах ветра, переданных положением ветвей огромного дерева и рваными облаками. Все эти детали усиливают ощущение напряжение, которое бывает в природе перед грозой.
Б.А. Иевлев, тонко чувствующий неброскую красоту провинциальной России, очень верно запечатлел характерные черты образа нашего города. Проносятся бури и грозы, а по улочкам патриархального Хвалынска на фоне старинных особняков с фигурной кладкой и приземистых домиков под шатровыми крышами движутся дети и неизменная женщина с козой, без которой зачастую не проживёшь.
Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!