Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Город, где жил художник. Часть III. О чём рассказал старый дом

Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации

С лета 2022 года начались и идут полным ходом ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия – двухэтажном доме, входящим в комплекс усадьбы семьи художника В.Э. Борисова-Мусатова. Старый мусатовский дом на улице Вольской, 33, бывшем Плац-параде, 13, сейчас обретает вторую жизнь. Из его дверей мальчишкой Виктор Мусатов шёл на занятия в Александро-Мариинское реальное училище, а позже – в Радищевский музей, в школу-студию Общества любителей изящных искусств. Напомним, что дом, изначально одноэтажный, был надстроен вторым этажом и обложен кирпичом примерно в 1890-1891 годах. Евдокия Гавриловна Мусатова, мать будущего знаменитого художника, после смерти мужа начала сдавать комнаты дома жильцам, а вся семья, мать, Виктор и сёстры Агриппина и Елена разместились в деревянном флигеле, который тогда же был построен в глубине двора.

Как мы надеялись и ожидали, во время реставрационных работ не обошлось без интересных находок. Так при разборе старых конструкций на втором этаже была найдена рекламная карточка торгового дома «Андрей Степанов и сын», занимавшегося производством и продажей популярной в то время ткани сарпинка.

Давайте посмотрим, к каким открытиям нас привела эта находка.

Андрей Лаврентьевич Степанов – поселянин села Голый Карамыш Камышинского уезда Саратовской губернии знал толк в сарпиночном производстве. Вначале он был членом «Товарищества промышленников сарпинковских изделий» вместе с Бендерами, братьями И.П. и А.П. Меркелями и А.И. Вебером.

Через два года, в 1889 году, А.С. Степанов и А.И. Бендер учредили торговый дом «Торговый дом Андрей Бендер с сыновьями, А. Степанов и В. Бендер», который имел отделения в Москве, Казани, Тифлисе.

Фабрика Степановых по производству сарпинки находилась на улице Тулупной, а вот в 1895 году Степанов открыл собственный торговый дом. Карточка сообщает — «Саратов, ул. Никольская, дом Кузнецова, напротив музея». Музей — это Радищевский музей, а дом на углу улиц Никольской (Радищева) и Царицынской (Первомайской) нам хорошо известен – сейчас это здание городской администрации. Затем А.С. Степанов, расширяя своё дело, открыл магазин в Одессе, также в центре города на улице Ришельевской, 7.

Но вот в 1902 году на саратовских магазинах появляется уже другая вывеска – «Торговый дом Андрей Бендер и сыновья», который в 1902 году переехал в дом Кузнецова». Поэтому мы можем предположить, что дата найденной визитной карточки торгового дома Степанова – не ранее 1895 года и не позже 1902 года.

На карточке «Андрей Степанов и сын» перечислен широкий ассортимент товаров: бархат, трико, драп, фланель, шерстяные, шёлковые, полотняные и меховые товары. В торговом доме также работала и мастерская по пошиву верхнего дамского платья, заказы принимались в самом магазине. Оборот карточки можно было использовать как бланк для заказа – и на нашей находке чернилами и тонким пером взрослой рукой в определённых графах записано: «4. Трико 90». Возможно, заказ не был сделан, и позже уже детская рука, видимо используя карточку как черновик, тщательно вывела имена: «Юля, Тамара».

На рубеже XIX – начала XX веков В.Э. Борисов-Мусатов жил и творил в Саратове. Осенью 1899 году ушла из жизни Евдокия Гавриловна Мусатова, и Виктор Эльпидифорович стал опекуном младшей сестры, а также – домовладельцем, со всеми причитающимися делу хозяйственными хлопотами, в том числе и по сдаче дома квартирантам. «Это было весной 1900 года. Чтобы попасть к Мусатову, надо было идти по Вольской улице вниз, по спуску к Волге. Почти в конце улицы на солнечной стороне, или, как говорили в Саратове, на «красной стороне» стоял двухэтажный кирпичный красный дом с фасадом, выходившим на площадь, которая называлась Плац-Парадом. <…> При доме был сад, а в глубине его стоял деревянный флигель, где, собственно и жил художник с сестрой», - вспоминал его друг Михаил Букиник.

Это время, когда Мусатов много и плодотворно работал, экспериментировал и в результате прошёл стремительный путь к обретению собственного неповторимого стиля. Он был полон творческих идей, фотографировал натурщиц, собрал целый гардероб старинных платьев, париков, аксессуаров. Платья для натурщиц были предметом особого интереса художника. Он изучал старинные фасоны, искал альбомы старых выкроек, и, не жалея средств, заказывал пошив платьев в лучших ателье города. В.Э. Борисова-Мусатова привлекал фасон XVIII века, так называемое платье-кунтуш с характерной складкой на спине. Сейчас такой крой принято называть «складкой Ватто», в честь художника Антуана Ватто, любившего изображать дам в подобных платьях.

Для мусатовских натурщиц был сшит наряд со складкой Ватто из ткани, очень похожей на саратовскую сарпинку. Она отчасти напоминала ситец, но была более прочной и при этом лёгкой и приятной на ощупь. Эта ткань, обычно описываемая как одноцветная, всегда была украшена клетками или полосками различной ширины. Дамы предпочитали нежные оттенки – голубые, сиреневые, розовые, светло-зелёные, серые и другие, особенно модные в XIX веке.

В светлом платье с сиренево-фиолетовой клеткой Мусатову позировали младшая сестра Елена, натурщица Юлия Домбровская. Так появились игривая кокетливая «Demoiselle» («Девушка»), лиричный «Портрет дамы», и, конечно, светлый, озарённый братской любовью милый образ Елены на картине «За вышиванием».

Вот так найденная карточка торгового дома «Андрей Степанов и сын» стала ключом к целой истории из жизни саратовского горожанина мещанина В.Э. Борисова-Мусатова — тонкого художника-лирика эпохи Серебряного века.




Комментарии: 1
0
Евгения
Очень интересный рассказ. Большое спасибо!
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры