Архивные материалы и редкая книга. Представляем выставку «Сохраняя и преумножая»
Автор: |
Бужинская Лариса Иосифовна Червякова Ольга Николаевна - заведующий отделом |
На выставке представлены документы и фотографии, поступившие в отдел хранения архивных материалов музея с 1996 по 2014 год. Приоритетом в комплектовании традиционно являются материалы, связанные с художественной жизнью Саратова, мастерами «саратовской школы».
Комплекс документов о жизни и творчестве В.Э. Борисова-Мусатова передал в 2001 году исследователь творчества художника К.В. Шилов (Саратов-Москва). Тетради с переписанными от руки отцом и дядей будущего живописца произведениями А.С. Пушкина, И.А. Крылова и других авторов дают представление о среде, в которой воспитывался В.Э. Борисов-Мусатов.
Значительным пополнением архива стал дар А.Я. Олейникова (Москва), учёного, специалиста в области информационных технологий, заслуженного деятеля науки Российской Федерации. Он передал музею архив своей крёстной матери Марианны Викторовны Борисовой-Мусатовой. В его составе оказалась редкая фотография художника с дарственной надписью дяде Матвею Эльпидифоровичу.
В 2006 году, благодаря С.Г. Дурылину (Москва) и А.А. Русаковой (Санкт-Петербург) значительно пополнился комплекс документов, связанных с жизнью и творчеством П.В. Кузнецова. В экспозицию включены биографические материалы: свидетельство о рождении Павла Кузнецова, выданное Саратовской Духовной Консисторией 10 мая 1908 года, визитные карточки художника первого десятилетия XX века. Благодаря поступившему на хранение свидетельству о рождении Е.М. Бебутовой, жены П.В. Кузнецова, удалось уточнить дату рождения художницы. На выставке представлено свидетельство о принадлежности Елены (Егине) Михайловны к княжескому роду Бебутовых. Значительный интерес представляет телефонная книга из московской квартиры Кузнецовых как предмет быта того времени, к тому же позволяющая определить круг знакомств творческой семьи.
Благодаря поступлениям от А.В. Юстицкой дополнен личный фонд её отца В.М. Юстицкого. Наибольший исследовательский интерес среди документов этого фонда представляет переписка художника с женой З.Н. Юстицкой, дочерьми Анной и Татьяной, хронологически охватывающая период более пятнадцати лет, письма лагерных лет (1937-1946) и 1947-1951 годов, написанные в периоды отъездов Юстицкого или его жены из Саратова. В экспозицию включены фотографии начала 1900-х годов, на которых – мать художника, Мария Феофановна, он сам, а также его брат Борис и сестра Мария.
Внимание зрителей, несомненно, привлекут и два редких, не публиковавшихся ранее, фотографических портрета художника Н.М. Гущина 1920-1930-х годов.
На выставке представлены две редкие книги, подаренные Радищевскому музею в 2005 году саратовским банком «Экспресс-Волга».
Труд Б. Николаиди, греческого историка, военного инженера и кавалера многих орденов – «Турки и современная Турция», описывающий маршрут путешествия по провинциям Османской империи, был опубликован в Париже в 1859 году. Экземпляр этого издания небольшого формата был подарен автором русскому князю греческого происхождения А. Мурузи (1807-1880). На книге – дарственная надпись: «Князю Александру Мурузи, с дружеским уважением от автора. Б. Николаиди». Владелец, высоко оценивая работу учёного и труд издательства «Ф. Сарториус», заказал для книги дорогой переплет с золотом на обрезе и кружевным золотым тиснением со своим суперэкслибрисом – коронованными буквами «АМ».
Знаменитое произведение французского писателя П. Мериме (1803-1870) «Коломба», написанное в 1840 году, было опубликовано Парижской либрерией «Л. Картре» в 1904 году. Издание иллюстрировано гравюрами французских художников Ноэля и Пэйяра, выполненными в технике ксилографии с рисунков Д. Вьержа. Дорогое издание приглашало читателя окунуться в хитросплетения корсиканской любви и мести. Музейный экземпляр новеллы П. Мериме на дорогой веленевой бумаге «Маре», пронумерованный № 184, оформлен в роскошный зелёный кожаный переплет с золотым тиснением и обрезом, изготовленный в парижской переплетной мастерской в год выхода книги.
Подаренные музею книги – прекрасный пример полиграфического, иллюстративного и переплетного искусства XIX-начала XX веков, знакомящий нас с выдающимися произведениями художественной литературы и истории.