Боголюбовская мастерская на Рю де Рома
Автор: |
Радищевский музей приглашает на выставку «У Боголюбова в Париже». Каждую неделю авторы выставки на страницах портала «Новости Радищевского музея» будут рассказывать истории о событиях из «парижской» жизни знаменитых русских художников, об известных произведениях искусства, об уникальных экспонатах выставки.
Первая история «Боголюбовская мастерская на Рю де Рома»
В 1870-х годах в Париже жило немало русских художников, многие из которых были пенсионерами Петербургской Академии художеств. Это – живописцы И.Е. Репин, В.Д. Поленов, К.Е. Маковский, А.А. Харламов, В.В. Верещагин, А.К. Беггров, И.П. Похитонов, К.А. Савицкий, П. Шиндлер, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, В.М. Васнецов, М.К. Башкирцева, скульптор М.М. Антокольский, архитектор И.П. Ропет (И.Н. Петров) и другие. Они часто собирались в парижских мастерских Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, К.А. Савицкого, а также дома у художника-любителя Д.А. Татищева. Один из таких музыкальных вечеров в мастерской Савицкого запечатлён на рисунке А.П. Боголюбова из собрания Радищевского музея.
Профессор Императорской Академии художеств А.П. Боголюбов был назначен попечителем над находившимися за границей ее пенсионерами. С 1874 года русские художники стали собираться по вторникам и в парижской мастерской Алексея Петровича. Он знакомил молодых художников с французским искусством, устраивал заказы, содействовал в организации и участии на выставках. Вот что пишет об этом в письме матери Василий Поленов: «Вчера был у меня на днях приехавший сюда Боголюбов. Я этому рад, ибо он может нам помочь там, где нам самим трудно будет, особенно в знакомстве с французскими художниками, которых он почти всех знает, а он сам очень обязательный господин, любит покровительствовать молодежи».
Боголюбовская мастерская на Рю де Рома, 95 была центром русского мира в Париже. В.С. Серова, мать юного художника Валентина Серова, учившегося в те годы у Репина и посещавшего вместе с ним боголюбовские «вторники», так вспоминала о них: «…среди просторной комнаты стоял во всю ее длину огромный стол, на котором натянута была ватманская бумага. Все присутствующие художники занимали места у стола и усердно рисовали. Помнится, что большею частью рисунки были вольные импровизации на любые темы, избранные самими художниками». Некоторые из рисунков, выполненных на этих вечерах, попали впоследствии в Радищевский музей.
В другие дни в мастерской Боголюбова художники увлеченно занимались гравюрой. Репин писал В. Стасову, что они выполняли здесь офорты: «Какие у нас удобства, свой станок, сами печатаем, травим, так занятно; на это мы посвящаем один вечер в неделю, субботу. Что же касается Боголюбова, то, право, кроме хорошего, про него нечего сказать, он, как родной, заботится о нас, иногда даже в ущерб себе, чего нельзя не видеть». В собрании Радищевского музея хранятся, по-видимому, выполненные на одном из таких вечеров офорты «Парусная лодка» Боголюбова и «Грифонанс» Харламова.
Часто посещали боголюбовские вечера литературный критик П.В. Анненков и писатели А.К. Толстой и И.С. Тургенев. Последний нередко читал здесь свои произведения. Заходили сюда и французские живописцы – Леон Бонна, Жан Поль Лоранс, Камиль Коро, Жан Леон Жером и другие.
Иногда в боголюбовской мастерской ставили «живые картины», танцевали. Часто на этих вечерах выступали певцы и музыканты. Боголюбов вспоминал: «Душою этого был художник Доливо-Добровольский – милый тенор. Он мне приводил своих знакомых. Ревел басом Шукало, провинциальный певец, и прочие доморощенные артисты и артистки». Отметим, что впоследствии судьба Доливо-Добровольского оказалась тесно связаной с Саратовом, где он около четырех лет работал учителем рисования в Александро-Мариинском реальном училище.