Фильм «Русское религиозное искусство: Париж – Копенгаген – Саратов». Цикл «Искусствовед рассказывает»
Автор: | Яфарова Ирина Ринатовна |
Религиозное искусство, игравшее значительную роль в культурной жизни России и веками опиравшееся на установившиеся технические и изобразительные приемы, в XVIII столетии теряет свое главенствующее положение. Прежние иконописные традиции постепенно забываются, как не соответствующие новому мировоззрению, новым предпочтениям, на смену мастерам-иконникам приходят художники, получившие светское образование. В XIX веке в православных церквях вместо икон всё чаще используются живописные полотна на евангельский сюжет. «Истинно религиозный подход в оформлении храмов сменяется эстетическим».
Свидетельство тому – православные церкви в Париже и Копенгагене, освящённые в честь святого благоверного князя Александра Невского. В собрании Радищевского музея сохранились уникальные эскизы стенных росписей, а также икон иконостаса парижской и копенгагенской церквей, исполненные известными художниками – Алексеем Боголюбовым и Фёдором Бронниковым. Они представляют новый этап в развитии русского религиозного искусства середины – второй половины XIX столетия, о характерных чертах которого можно узнать из нового фильма – «Русское религиозное искусство: Париж – Копенгаген – Саратов».