«Рожденные дважды». Выставка в Радищевском музее

  • «Рожденные дважды». Выставка в Радищевском музее
Дата мероприятия:  10.06.2023  —  03.09.2023
Телефон:  (8452) 26-16-06, 26-28-55

История Царского села как императорской резиденции начинается в 1710 году, после 1917 года дворцово-парковый комплекс становится историко-художественным музеем. За свою трехсотлетнюю историю ансамбль не раз перестраивается, сменяет владельцев, оказывается свидетелем многих исторических событий, а также счастливых и трагичных дней в личной жизни императорской семьи. Сам город в XX веке меняет свое название на Пушкин и становится местом притяжения для почитателей таланта Александра Сергеевича, ведь именно в Царскосельском лицее воспитывался русский поэт-романтик.

Самой черной страницей в истории города и музея-заповедника стал период немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Взору освободителей Пушкина 24 января 1944 года предстала картина чудовищных и преднамеренных разрушений: повсюду полыхали пожары, дома лежали в руинах, дворцы и павильоны были сильно повреждены и практически полностью разграблены, парки вырублены, перед Александровским дворцом расположилось немецкое военное кладбище. На следующий же день после освобождения группа сотрудников дворцов-музеев была направлена для осмотра и фиксации состояния разрушенных дворцов и парков. После того как территория была разминирована, сотрудники с помощью военных, несмотря на зимнюю стужу и холод, приступили к разбору завалов и сбору сохранившихся фрагментов убранства интерьеров. Так начался длительный, кропотливый и масштабный процесс восстановления дворцово-паркового ансамбля Царского села, который продолжается и сегодня.

В марте 1944-го Государственная инспекция по охране памятников направила в только что созданную Дирекцию дворцов-музеев и парков г. Пушкина тех, кто наглядно зафиксирует состояние архитектурных шедевров. Сюда приехали молодые художники Александр Васильев, Нина Веселова, Ия Михранянц, Юрий Тулин, Леонид Хижинский и фотографы Михаил Величко, Сергей Гасилов, Илья Наровлянский. В их рисунках, набросках, акварелях и фотографиях предстала страшная картина разрушений. Многим тогда казалось, что возродить дворцово-парковый ансамбль невозможно.

Художники были очень ограничены в материалах, работали в основном карандашом и тушью, и лишь часть работ выполнили в технике акварели и гуаши. Они верили в то, что занимаются важным делом – созданием документальной хроники эпохи. Их зарисовки, задуманные как фиксация военных разрушений, приобрели со временем не только ценность документа. В них современный зритель находит ту художественную убедительность, которая заставляет почувствовать и эмоционально понять смысл того, что такое «блокада», «оккупация», «война» и «цена победы».

Главные экспонаты выставки «Рожденные дважды» – акварели и рисунки, которые хранятся в собрании музея-заповедника «Царское Село». Индивидуальное восприятие каждым художником общей для всех трагедии дополняют подлинные фрагменты отделки дворцов и павильонов. Сотрудники музея, которые обнаружили их на развалинах и сохранили после войны, знали, что наступит время, и материальные свидетельства превращённых в руины царскосельских памятников станут бесценными образцами для будущих восстановительных работ.

О разрушениях царскосельского ансамбля и его возрождении свидетельствуют и другие экспонаты выставки – чертежи, документы, рукописные материалы, фотографии.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений